Для чего и для кого нужна общая форма? Для групп, которые должны быть сразу видны, выделены: традиционно форма была у заключенных, врачей, военных, стюардесс. Первые две группы в большинстве стран от этого в той или иной степени уходят. Она нужна для элитных школ. Выпускники таких школ составляют такую аристократическую общность. По особому галстуку и особому акценту выпускники Итона сразу выделяют своих среди чужих. Футболки с соответствующими надписями с удовольствием носят учащиеся и выпускники лучших российских школ и вузов, они гордятся этой символикой. Студенты «левых» вузов и слабых школ вряд ли хотят предъявлять окружающим свою принадлежность к родным учебным заведениям.
Совсем другое дело – это обязательная форма. Ее главная функция – дисциплинирование школьников, а мб. И учителей, их унификация, борьба с желанием выделиться. Об этом говорит В.Зайцев: «Бардак в одежде создает у детей ощущение одиночества и брошенности. Дети должны быть причесаны и одеты по единой форме». Т.е. бардак – это разная одежда и даже разные прически. Ему вторит и саратовский министр: «Безусловно, введение школьной формы дисциплинирует. Я больше хочу сказать, у меня сейчас большое количество звонков и обращений по поводу не совсем удобоваримой формы учителей… Сейчас много разговоров идет о введении школьной формы, но наши учителя позволяют себе появляться перед учениками не совсем в положенной одежде». Дисциплина – это строгое выполнение установленных правил, в т.ч. это неравноправные отношения между учителями и учениками, если это форма для школьников. И учителями и вышестоящими организациями, если это форма для учителей. (Хотя, надеюсь, до учительской формы дело не дойдет). Если форма устанавливается по желанию тех людей, которые будут ее носить, это их решение. Если их заставляют это делать – это давление, дисциплинирование, направленное на подавление самостоятельности и индивидуальности. Требовать от «человека в форме», если она не требуется для нормального выполнения своих обязанностей (как у химика или повара, например), самостоятельности и активности, а не только выполнения приказов и подчинения, как минимум, не логично. Более того, в данном случае это признак недоверия к детям и родителям, которые без формы «совсем распустились». А вот умение шагать в ногу – это как раз цель формы. Куда так пойдет наша школа?
Совсем другое дело – это обязательная форма. Ее главная функция – дисциплинирование школьников, а мб. И учителей, их унификация, борьба с желанием выделиться. Об этом говорит В.Зайцев: «Бардак в одежде создает у детей ощущение одиночества и брошенности. Дети должны быть причесаны и одеты по единой форме». Т.е. бардак – это разная одежда и даже разные прически. Ему вторит и саратовский министр: «Безусловно, введение школьной формы дисциплинирует. Я больше хочу сказать, у меня сейчас большое количество звонков и обращений по поводу не совсем удобоваримой формы учителей… Сейчас много разговоров идет о введении школьной формы, но наши учителя позволяют себе появляться перед учениками не совсем в положенной одежде». Дисциплина – это строгое выполнение установленных правил, в т.ч. это неравноправные отношения между учителями и учениками, если это форма для школьников. И учителями и вышестоящими организациями, если это форма для учителей. (Хотя, надеюсь, до учительской формы дело не дойдет). Если форма устанавливается по желанию тех людей, которые будут ее носить, это их решение. Если их заставляют это делать – это давление, дисциплинирование, направленное на подавление самостоятельности и индивидуальности. Требовать от «человека в форме», если она не требуется для нормального выполнения своих обязанностей (как у химика или повара, например), самостоятельности и активности, а не только выполнения приказов и подчинения, как минимум, не логично. Более того, в данном случае это признак недоверия к детям и родителям, которые без формы «совсем распустились». А вот умение шагать в ногу – это как раз цель формы. Куда так пойдет наша школа?