Нужно написать краткий конспект по этому тексту(у меня плохо с этим). Заранее Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периоды жизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждой коммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, рас частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение.
• Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем.
• Введение термина осуществляется с следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
• Принадлежность предмета к классу определяется с формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.
• Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем.
• Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.
Приведем пример учебно-научного текста.
Гроза - атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами.
Образование грозы связано с развитием сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и обильными осадками.
В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ - выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. В таком рассуждении выделяются тезис (то, что доказывается) и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Таким образом, структура отличного ответа такова:
1. теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.);
2. доказательная часть - пример;
3. объяснение примера.
Языковой пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося.
Объяснение примера - это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное и умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует степень овладения учебно-научным стилем изложения.
Речь не только о Сургуте, но и о десятках других северных рабочих городов. Хотя Сургут и считается одним из старейших сибирских городов (основан в 1594 году), но фактически как город он стал развиваться в 1960-е годы, когда здесь началась разведка месторождений нефти, и Сургут превратился в центр добычи нефти и газа. До сих пор экономика города связана с добычей нефти и переработкой попутного газа. Благодаря этому Сургут растёт, развивается, в него стекаются люди из других регионов и трудовые мигранты из других стран. Власти рассчитывают, что через 10 лет население увеличится с 400 до 500 тысяч человек.
Но я вижу перспективы Сургута не такими радостными. Многие люди задаются сегодня вопросом: а что будет, когда кончится нефть? Или когда цены на нефть рухнут, и она будет не нужна в таком количестве. На что специалисты им отвечают, что "на наш век ещё хватит, так что можно не переживать".
Мне кажется, для города угроза кроется в другом. А что будет, когда люди окажутся не нужны на нефтедобыче? Сегодня с автовокзала "Сургутнефтегаза" каждое утро десятки тысяч человек отправляются на работу. Нефтяники получают большие зарплаты (благодаря этому в городе одни из самых высоких зарплат в России). Но это не будет длиться вечно. Сегодня в промышленности есть вполне понятный тренд на автоматизацию процессов. Роботы, беспилотные автомобили, дроны – это не уже не фантазии фантастов, а реальность. Единственная проблема сегодня – что роботы на некоторых процессах стоят дороже человеческого труда. И все эти тысячи нефтяников, бригадиров, вахтовиков, настоящих сибирских мужиков – это У них пока ещё есть работа, им пока ещё платят большие зарплаты, одевают, возят по месторождениям, лечат, учат их детей. Пока ещё "Газпрому", "Сургутнефтегазу" и другим компаниям дешевле использовать человеческий труд. Но нет никаких сомнений, что очень скоро человек на подобной работе будет не нужен.
Одним из самых старых городов Ханты-Мансийского округа считается Сургут. Это город в котором я родилась. Здесь я живу и по сей день. Основан был в 1594 году в феврале по приказу царя Фёдора Иоанновича. Город расположился на правом берегу реки Обь.
Герб моего города представляет собой геральдический щит с изображением чёрные лисы в золотом поле идущий по лазоревой земле. Символикой герба является богатство округа.
Любой житель нашей планеты скажет, что город в котором он живет самый лучший и это действительно так. Я считаю, что мой город самый лучший. Потому что здесь я родилась и впервые совершила шаги во взрослую жизнь.
В конце 19 века Сургут считался городом наказаний, где отбывали свою ссылку декабристы, революционеры и военнопленные. В городе есть не только новые постройки, но и старые. Много памятных исторических мест. Театров и музеев, кинотеатров, баров, ресторанов, школ, медицинских учреждений, памятников, парков и магазинчиков на любой вкус.
Лицом города является краеведческий музей Сургута. Это одна из самых старых построек города. Изначально располагался на территории купеческой усадьбы и лишь позднее стал существовать как самостоятельная постройка. Расположившись на втором этаже трёх этажного здания. В бывшем коммуникационном центре. На сегодняшний день в музее есть и интернет-зал. На территории краеведческого музея очень часто проводятся культурно-познавательные программы, выставки. В том числе и детские.
Ещё одной достопримечательностью города можно считать Югорский мост. Это один из самых длинных мостов в Сибири растянувшегося на 15 километров над рекой Обь. У самого подножия моста открыли музей посвящённый создателям, проектировщикам.
Не менее важной достопримечательностью города является памятник железном человеку. Возведён он в честь строителей города в 2003 году. Финансирование на строительство занимались крупные городские компании. Памятник представляет собой сидящего мужчину — строителя на перевернутом ведре. В руках он держит папиросу. Возле него лежат остатки недоеденной рыбы, стоит кружка и бутылку. Сам мужчина обращает свой взгляд на ещё недостроенное здание. Здание изображено небольшое в половину роста строителя. Это подчёркивает важность человека. Объясняя всем жителям наглядно, что человек всему голова.
Объяснение: