1. Толковый словарь Владимира Ивановича Даля 2. 1863 год. Москва 3. Предназначен для носителей русского языка. 4. УМ м. общее названье познавательной и заключительной человека мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, обиходная часть этой (ratio, Verstand), низшая степень, а высшая, отвлеченная: разум, (intelectus, Vernunft). В животном умственные и нравственные спорующие в человеке, слиты в одно, в побудке, почему животному, с одной стороны, нравственные, а с другой, отвлеченые понятия, недоступны, и сверх того, оно не может улучшать данного ему природой искусства (постройку логова, гнезда, сотов и пр. ); не менее того низшая степень ума должна быть признана за некоторыми животными, но разума нет ни в одном; принимая ум в сем ограниченном, тесном смысле, можно сказать: умная лошадь, собака, но разумная, сказать нельзя. С ума спятил, да на разум набрел, с будничного ума, по людским пересудам, а напал на путь истинный, высший, духовный. Незрелый умок. Живи своим умком, своим домком. Кичливый человек умишком своим и Божьи дала пересудачивает. Умища объемистый, широкий и глубокий. Он себе на уме. У меня этого и на уме не бывало. Считать на умах (т. е. на память, не по счетам и не на бумаге). Умен, да не разумен. Ум да умец, да третий дубец. Мужичий ум говорит: надо, бабий ум говорит:хочу. | В просторечьи, ум нередко принимает значенье воли; худой ум, худой разум, не только глупые поступки, безрассудные, но и безнравственные, вредные, преступные; в сем случае ум потому худ, что не смог осилить воли. У всякогого свой ум и разум, свой царь в голове, не только свои убежденья, но и своя воля и своеволье. Ум не односум, свое говорит, а хотенье свое.
Слово имеет: основу - часть слова без окончания; Внутри нее находим корень - главная часть, общая для всех однокоренных слов: суффикс - то, с чего эти однокоренные слова и составляются, стоит ПОСЛЕ корня; приставка - то, что тоже составлению новых слов, стоит ПЕРЕД корнем. И собственно - окончание, изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении: не во всех словах могут отыскаться приставки, окончания и суффиксы. КОРЕНЬ - должен быть всегда. Для полного разбора следует сначала определить, к какой части речи относится данное слово (существительное, глагол, прилагательное и т. д.) . Потом хорошо бы поискать окончание, если есть, из того, что осталось, получится ОСНОВА, из которой мы находим КОРЕНЬ, ПРИСТАВКУ и СУФФИКС, если два последних есть в слов. Состав слова называется морфемикой, а разбор слова по составе - морфемный.
2. 1863 год. Москва
3. Предназначен для носителей русского языка.
4. УМ м. общее названье познавательной и заключительной человека мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, обиходная часть этой (ratio, Verstand), низшая степень, а высшая, отвлеченная: разум, (intelectus, Vernunft). В животном умственные и нравственные спорующие в человеке, слиты в одно, в побудке, почему животному, с одной стороны, нравственные, а с другой, отвлеченые понятия, недоступны, и сверх того, оно не может улучшать данного ему природой искусства (постройку логова, гнезда, сотов и пр. ); не менее того низшая степень ума должна быть признана за некоторыми животными, но разума нет ни в одном; принимая ум в сем ограниченном, тесном смысле, можно сказать: умная лошадь, собака, но разумная, сказать нельзя. С ума спятил, да на разум набрел, с будничного ума, по людским пересудам, а напал на путь истинный, высший, духовный. Незрелый умок. Живи своим умком, своим домком. Кичливый человек умишком своим и Божьи дала пересудачивает. Умища объемистый, широкий и глубокий. Он себе на уме. У меня этого и на уме не бывало. Считать на умах (т. е. на память, не по счетам и не на бумаге). Умен, да не разумен. Ум да умец, да третий дубец. Мужичий ум говорит: надо, бабий ум говорит:хочу. | В просторечьи, ум нередко принимает значенье воли; худой ум, худой разум, не только глупые поступки, безрассудные, но и безнравственные, вредные, преступные; в сем случае ум потому худ, что не смог осилить воли. У всякогого свой ум и разум, свой царь в голове, не только свои убежденья, но и своя воля и своеволье. Ум не односум, свое говорит, а хотенье свое.