Основной проблемой этого произведения является проблема воспитания. Госпожа Простакова очень сильно любила своего сына Митрофанушку, но эта любовь очень плохо сказалась на нем. Он сел на шею матери, оставался неучем (отсюда ещё одна проблема - проблема образования. Митрофан не знал самых элементарных вещей и даже не стремился к этому). В конце произведения Митрофан грубит своей матери, что Простакова никак не ожидала от своего любимого сыночка и тут же в финале звучит фраза:"Вот злонравия достойные плоды"
Основной смысл «недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – простакова и скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их митрофану так же, как в софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.