2. Стиль - публицистический (актуальность темы, обращение широкой аудитории, присутствуют выразительные средства, эмоциональность, образность, призывность, общественно-политическая лексика).
Тип речи - рассуждение (размышления автора о книге. выдвигается тезис(книга - духовное завещание), приводятся аргументы, подтверждающие этот тезис (вся жизнь людей отражена в книгах, книги никуда не исчезают, книга - программа будущего), делается вывод (необходимо уважать книгу).
3. Ключевое слово — КНИГА.
Художественные приемы: метафоры (книга — духовное завещание, жизнь оседала в книге, книга росла, документ, по которому мы входим во владения настоящего; истин и усилий, облитых кровавым потом), антонимы (умирающего старца юноше, начинающему жить; часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место; исчезали — оставалась будущее), градация (племена, люди, государства; завещание,совет, приказ, документ, программа будущего).
4. Книга – завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.
5. Градация (по возрастанию значимости автору показать великую роль книги в жизни общества.
6. Лексическим повтором.
7. Умирающий старец - юноша, начинающий жить; отправляющимся на отдых часовым – заступающим на его место; исчезали — оставалась будущее . Использование антонимов автору отметить, что книга важна как для пожилых, так и для совсем молодых, что роль книги велика во все времена, что все проходит, а книга остается навсегда.
8. Микротемы данного текста.
1) Книга — это завещание будущим поколениям.
2)Вся жизнь человеческая отражена в книгах.
3)Книга сопровождает человека всю жизнь.
4)Книга — наш путеводитель в и программа будущего.
5) Будем уважать книгу.
настоящее, будущее.
10. Передаваемый
11. Поколение, приказ, племена, государства, человечество, учения, документ, истина, программа.
Подобная лексика используется автором не случайно, так как тема рассуждения относится к жизни общества.
12- 4
13 - 1
14 - Итак – и так
15 - 1, 4
16 - 5, определенно-личное
17. ...учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца, найденных страданиями и облитых кровавым потом.
Подобные слова используются здесь для выражения отношения автора к книге, для доказательства ее исключительной значимости для человечества.
1. Тема: значение книги в жизни человека.
Идея: жизнь человечества невозможна без книги.
2. Стиль - публицистический (актуальность темы, обращение широкой аудитории, присутствуют выразительные средства, эмоциональность, образность, призывность, общественно-политическая лексика).
Тип речи - рассуждение (размышления автора о книге. выдвигается тезис(книга - духовное завещание), приводятся аргументы, подтверждающие этот тезис (вся жизнь людей отражена в книгах, книги никуда не исчезают, книга - программа будущего), делается вывод (необходимо уважать книгу).
3. Ключевое слово — КНИГА.
Художественные приемы: метафоры (книга — духовное завещание, жизнь оседала в книге, книга росла, документ, по которому мы входим во владения настоящего; истин и усилий, облитых кровавым потом), антонимы (умирающего старца юноше, начинающему жить; часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место; исчезали — оставалась будущее), градация (племена, люди, государства; завещание,совет, приказ, документ, программа будущего).
4. Книга – завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.
5. Градация (по возрастанию значимости автору показать великую роль книги в жизни общества.
6. Лексическим повтором.
7. Умирающий старец - юноша, начинающий жить; отправляющимся на отдых часовым – заступающим на его место; исчезали — оставалась будущее . Использование антонимов автору отметить, что книга важна как для пожилых, так и для совсем молодых, что роль книги велика во все времена, что все проходит, а книга остается навсегда.
8. Микротемы данного текста.
1) Книга — это завещание будущим поколениям.
2)Вся жизнь человеческая отражена в книгах.
3)Книга сопровождает человека всю жизнь.
4)Книга — наш путеводитель в и программа будущего.
5) Будем уважать книгу.
настоящее, будущее.
10. Передаваемый
11. Поколение, приказ, племена, государства, человечество, учения, документ, истина, программа.
Подобная лексика используется автором не случайно, так как тема рассуждения относится к жизни общества.
12- 4
13 - 1
14 - Итак – и так
15 - 1, 4
16 - 5, определенно-личное
17. ...учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца, найденных страданиями и облитых кровавым потом.
Подобные слова используются здесь для выражения отношения автора к книге, для доказательства ее исключительной значимости для человечества.
18 - 1, 4
19 - 4
20 - 4
21 - его (место), последовательно, вместе, итак.
Причастие — особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? :
Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст, и важна должна быть причина, его к тому побудившая.
Волнуемый воспоминаниями, я забылся.
Некоторые специалисты рассматривают причастие
как самостоятельную часть речи, так как оно обладает
признаками, не свойственными глаголу.
Причастие совмещает морфологические признаки глагола и прилагательного.
Признаки глагола:
вид:
решившийся — решиться, побудившая — побудить,
засыпающего — засыпать, волнуемый — волновать;
переходность:
поющий (кого? что? ) песню — бегущий, летящий;
возвратность:
поднимавший груз — поднимавшийся по лестнице;
залог:
атакующий противника — атакуемый противником,
читающий журнал — читаемый журнал;
время:сидящий — сидевший,
ведомый — приведённый. ВНИМАНИЕ!
Причастия не имеют формы будущего времени!
Признаки прилагательного:
общее значение (признак предмета) :
какой? синий дом — синеющий простор,
какая? плакучая ива — плачущая девчушка,
какое? весомое замечание — висевшее ружьё;
род (изменяются по родам) :
слушающий — слушающая — слушающее,
прочитанный — прочитанная — прочитанное;
число (изменяются по числам) :
несущий — несущие, спрягаемый — спрягаемые,
спавший — спавшие, прочитанный — прочитанные;
падеж (изменяются по падежам) :
сказавший — сказавшего — сказавшему — сказавшим — сказавшем, бегущий — бегущего — бегущему — бегущим — бегущем;
склонение (склоняются по тем же моделям) :
вечерн-ий — вечереющ-ий, вечерн-его — вечереющ-его, вечерн-ему — вечереющ-ему,
зелен-ый — гоним-ый, зелен-ого — гоним-ого, зелен-ым — гоним-ым, зелён-ом — гоним-ом;
синтаксическая функция (являются определениями и именной частью сказуемого) :
прил. прил.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. . .
прич.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.
наличие полной и краткой формы:
сильный — силен,
указанный — указан.
Классификация причастий
По залогу
действительные, страдательные. По времени
настоящего времени времени. По виду
совершенного вида, несовершенного вида.
Изменение причастий
Причастия изменяются
по падежам, по числам, по родам (в единственном числе) , могут иметь полную или краткую форму.
Синтаксическая роль причастий
В предложении причастие выступает в роли определения или именной части составного именного сказуемого:
На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине
наличие полной и краткой формы:
сильный — силен,
указанный — указан.
Классификация причастий
По залогу
действительные, страдательные. По времени
настоящего времени времени. По виду
совершенного вида, несовершенного вида.
Изменение причастий
Причастия изменяются
по падежам, по числам, по родам (в единственном числе) , могут иметь полную или краткую форму.
Синтаксическая роль причастий
В предложении причастие выступает в роли определения или именной части составного именного сказуемого:
На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине
заблестела слюдяным блеском осенняя паутина (А. Куприн) .
Передо мною тянулось ночною бурею взволнованное море,
и однообразный
шум его, подобный ропоту засыпающего
города, напомнил мне старые годы. . .(М. Лермонтов) .
По заслугам потомками будет оценена дерзость тех, чья отвага водила полки (А. Сурков)