Принимают советского человека в КПСС. На парткоме спрашивают: «Вот если б у тебя была машина, отдал бы ты ее родной Коммунистической партии?» «Отдал бы», – радостно отвечает кандидат. «А если б у тебя была дача?» – «И дачу бы отдал». – «Ну а если б, к примеру, было у тебя стадо коров?» – «Отдал бы, – твердо заявляет будущий коммунист, – ничего не бы для родной партии!» – «Ну а курицу?» – «Нет, курицу не отдам». Удивились члены парткома: «Это как же понимать? Машину готов отдать, дачу, коров, а какую-то курицу не хочешь. Почему?» Вздохнул кандидат, потупился: «Да ведь курица-то у меня есть…» Когда этот анекдот рассказывали во времена Советского Союза, он, конечно, вызывал смех. Но сейчас нет ни той партии, ни Советского Союза, и герой анекдота воспринимается уже не столь однозначно. Ведь, по сути, человека спрашивают, что он согласен отдать ради кого-то другого. А человек отвечает, что охотно отдаст только то, чего у него нет… Вопрос, чем не жаль поступиться для ближнего, встает перед нами. Что мы готовы дать семье, общине, народу? Участие в жизни общины – это для нас важное дело или так, «для галочки»? Самая серьезная, на мой взгляд, проблема современного человека в том, что он слишком замкнут на самом себе, мир его чувств и представлений до предела сужен, ограничен собственными целями. Да, наши мудрецы говорили: «Человек ближе всего к самому себе», но эту мысль надо понимать как констатацию факта, а не как руководство к действию. Еврейская традиция одобряет то, что люди заботятся о своих потребностях, в том числе материальных, но требует, чтобы они заботились не только о своем благе. Велено же «возлюбить ближнего, как самого себя»! К сожалению, современная жизненная философия, философия «века массового потребления», укрепляет человека в том, что заботу он должен проявлять в первую очередь о себе. И во вторую о себе, и в третью… Истинная забота о другом в этих обстоятельствах подменяется притворством, фальшью, «показухой». Наше время – время не только потребления, но еще и неслыханного объема информации. Это дает любому эгоисту почти неограниченные возможности производить нужное впечатление, получать «информационную выгоду» от действий, практический смысл которых может быть нулевым, а может быть и вообще вредным. В наиболее «продвинутом» обществе, американском, дело дошло до абсурда: критерием ценности человека объявлена частота упоминания его имени в Интернете! Человек приучается всё время заботиться о своем рейтинге, словно он – телепередача. Привыкает жить напоказ – не жить, а «выглядеть».