Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения. Определите их значение.
1. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев).
Значение неуверенности, предположения
2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький).
Значение неуверенности, предположения
3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский).
Значение уверенности, достоверности
4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев).
Обозначает порядок мыслей и их связь
5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев).
Обозначает оценку меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов
Нарушают благозвучие речи: повторы одинаковых слогов, слияние множества согласных, зияние (множество гласных).
1. Ты стоял в агонии, а я в вагоне.
Ты стоял в агонии, а я в поезде.
2. — Очень жаль! — жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее.
- Очень досадно! - жестоко ответил Жан. Он крепко стиснул ее.
3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье.
Нельзя не отметить яркую черту южнорусских говоров - аканье.
4. Тут, знаете ли, или историческая достоверность, или очереди в кассу.
Знаете, тут или историческая достоверность, или очереди в кассу.
5. Вдруг взгрустнулось другу.
Друг внезапно загрустил.
6. Вот такие нам заданы задачи в части участия в конкурсе.
Вот такие нам даны задачи для участия в конкурсе.
7. Слыхали ль Вы, как за рекой поет свирель.
Вы слыхали, как за рекой поет свирель.
8. На борьбу с листожором вышли все во главе со стажером.
На борьбу с листожором вышли все во главе с практикантом.
9. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок.
Всякому из нас следует сурово взыскать с себя за порядок.
10. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях.
Мы узнавали, писалось ли публицистами об этих событиях.
11. Своевременно ли полили лилии?
Своевременно ли увлажняют грунт лилиям?
Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения. Определите их значение.
1. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев).
Значение неуверенности, предположения
2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький).
Значение неуверенности, предположения
3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский).
Значение уверенности, достоверности
4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев).
Обозначает порядок мыслей и их связь
5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев).
Обозначает оценку меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов