Создавая образы манилова, коробочки, ноздрева, собакевича, плюшкина, гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахе) в тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа. в образе манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического" бездельника. хозяйство помещика находится в полном упадке. "дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подутье" ворует ключница, "глупо и без толку готовится на кухне", "пусто в кладовой", "нечистоплотны и пьяницы слуги". а между тем воздвигнута "беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: "храм уединенного размышления"." мечты манилова вздорны и нелепы. "иногдае говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мосте" гоголь показывает, что манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. "в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". пошлость семейной жизни ( отношения с женой, воспитание алкида и фемистоклюса), приторная слащавость речи ("майский день", "именины сердца") проницательность портретной характеристики персонажа. "в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "какой приятный и добрый человек! " в следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: "черт знает что это такое! " - и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную". гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность манилова, никчемность его жизни. за внешней привлекательностью скрывается духовная пустота. галерею "мертвых душ" продолжает в поэме ноздрев. как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. "ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять". портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. "это был среднего роста, недурно сложенный молодец с полными румяными щекамие здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". впрочем, чичиков замечает, что один бакенбард был у ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал ноздрев, не обходилось без . жизнь помещика абсолютно бездуховна. в кабинете "не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяе" разумеется, хозяйство ноздрева развалено. даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились. попытка чичикова купить мертвые души у ноздрева - роковая ошибка. именно ноздрев на у губернатора тайну. приезд в город коробочки, пожелавшей узнать, "почем ходят мертвые души", подтверждает слова лихого "говоруна". образ ноздрева не менее типичен, чем образ манилова или коробочки. гоголь пишет: "ноздрев долго еще не выведется из мира. он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком". перечисленные выше приемы типизации используются гоголем и для описания образа собакевича. деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. "двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. помещик, казалось, хлопотал много о прочностие деревенские избы мужиков тоже срублены были на дивое все было пригнано плотно и как следует". описывая внешность собакевича, гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). в своих суждениях о еде собакевич поднимается до своеобразной "гастрономической" патетики: "у меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся! " впрочем собакевичу (этим он отличается от плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).
Дайте общую характеристику предложения: а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) ; б) по эмоциональной окраске (восклицательное или нет) ; в) по наличию грамматических основ (простое или сложное) ;
Если предложение простое, дополните следующими пунктами: г) по составу грамматической основы: двусоставное или односоставное (безличное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, назывное) ; д) полное или неполное; е) по наличию второстепенных (распространенное или нераспространенное) . 2
Если предложение простое, расскажите о его строении: а) разберите по членам и определите, какими частями речи они выражены; б) укажите, чем осложнено предложение (однородные члены; сравнительные обороты; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастным оборотом, и т. п.) . 3
Расскажите о строении сложного предложения: а) определите вид (союзное, бессоюзное или с различными видами связи) и количество частей, из которых состоит сложное предложение. б) укажите в бессоюзном сложном предложении значение отношений между частями (последовательность, одновременность, противопоставление и т. д.) ; в) в союзном сложном предложении выделите союзы или союзные слова и охарактеризуйте их, определите вид (сложносочиненное или сложноподчиненное) : - в сложносочиненном определите вид сочинительных союзов и охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложения (чередование, последовательность, одновременность, противопоставление) ; - в сложноподчиненном определите главное предложение, вид придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное места, времени и т. п. ) и подчинения (параллельное, последовательное, однородное) . 4
1
Дайте общую характеристику предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) ;
б) по эмоциональной окраске (восклицательное или нет) ;
в) по наличию грамматических основ (простое или сложное) ;
Если предложение простое, дополните следующими пунктами:
г) по составу грамматической основы: двусоставное или односоставное (безличное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, назывное) ;
д) полное или неполное;
е) по наличию второстепенных (распространенное или нераспространенное) .
2
Если предложение простое, расскажите о его строении:
а) разберите по членам и определите, какими частями речи они выражены;
б) укажите, чем осложнено предложение (однородные члены; сравнительные обороты; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастным оборотом, и т. п.) .
3
Расскажите о строении сложного предложения:
а) определите вид (союзное, бессоюзное или с различными видами связи) и количество частей, из которых состоит сложное предложение.
б) укажите в бессоюзном сложном предложении значение отношений между частями (последовательность, одновременность, противопоставление и т. д.) ;
в) в союзном сложном предложении выделите союзы или союзные слова и охарактеризуйте их, определите вид (сложносочиненное или сложноподчиненное) :
- в сложносочиненном определите вид сочинительных союзов и охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложения (чередование, последовательность, одновременность, противопоставление) ;
- в сложноподчиненном определите главное предложение, вид придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное места, времени и т. п. ) и подчинения (параллельное, последовательное, однородное) .
4
Составьте схему предложения, объясните постановку знаков препинания.