О
по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
графический диктант
(не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в спп).
1.воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать
2 мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
3.если будет лётная погода, экспедиция отправится в арктику.
4. чтобы свет не беспокоил больного, окна завеснян шторами.
5.на дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
6 солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
7когда я вышел, было уже светло.
в несмотря на то, что наступил ноябрь, дни стояли светлые.
вариант 1
nu
!
waman
manni
Определение подчеркнуть волнистой линией.
изъяснительно-пояснительные отношения (можно вставить: и увидел, что...) [ - =] : [ = -]
б) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен
причинные отношения (смутился почему?) [ - = ] : [ - =, = ]
в) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. [ - = и = ] : [ - =, = ]
изъяснительно-пояснительные отношения (вижу что?.)
г) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. [ = ] : [ - = ]
причинные( почему?)
д) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар [ - = ] : [ - =, = ], и [ = - ]
изъяснительно-пояснительные отношения (видите что?)
2)
завер-я-ть - завер - и - ть
одол-е - ва-ть - одол - е - ть
увлажн-я-ть - увлажн - и - ть
толк-а-ть - толк - ну ть
Угощ - а - ть - угост - и - ть (ст//щ)
Укрощ-а-ть - укрот - и - ть (т//щ)
Чередование согласных происходит в последних двух глаголах