Ой, солнце уже взошло! Как же долго я сегодня спала! Ах, я не успею подоить козочкуЗлату , пастух уже гонит стадо! Ух, надо раньше ложиться спать-тяжело рано вставать.Ну-ка, Златка, давай поторопимся! Ну, вроде бы всё! Бежим ворота на луг! Уфф, успела! Эй, Ванюша, приглядывай за моей козочкой получше, пусть кушает клевер на лугу, а не бежит на соседские огороды. Ох,и досталось же мне от бабки Марьи, за то , что моя коза пощипала её капусту! А ведь это ты не углядел! Ай-ай-ай! Уснул поди?Опять гулял с девчатами до утра? Ну, до вечера! Ласкового тебе солнышка, сочной травки -твоему стаду!
"уроки французского» - это рассказ валентина распутина о своем трудном послевоенном детстве, когда «голод еще не отпустил», а у матери, кроме него, было еще двое детей, он - самый старший. жили совсем плохо, что, казалось хуже уже некуда. весной, когда пришлось особенно туго, чтобы хоть как-то отвлечься от желания поесть, он "глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи". автор говорит о том, что в то время в небольших деревнях были только школы, начальное образование, чтобы продолжить учебу, дети с одиннадцати лет должны были жить вдали от родителей, не готовые к самостоятельной жизни, должны были жить среди чужих людей. распутин показывает, как дети страдали от тоски по родному дому. "никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи, и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни». дети, приехавшие на учебу, были беззащитны, ничтожных припасов еды, присылаемых родителями, им не хватало, к тому же, продукты могли украсть, и некому было . то же происходило и малокровием, что к тому, что у него «часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова». скудные припасы, которые присылала ему мать, отрывая последнее от других своих детей, от сестренки с братишкой, кто-то воровал. и мальчик , потому что «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. тут для меня все было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая " в своем рассказе автор пытается объяснить, что подростку бывает трудно найти правильный выход из ситуации, в которую он попадает. так, герой распутина не видит ничего другого, как пойти на поляну и играть на деньги, чтобы хоть как-то выжить. там он впервые сталкивается с несправедливостью, жестокостью, там, ему пришлось «постигнуть на собственной шкуре», что «никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед. не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет следом». мальчик был жестоко избит. оставшись один, он «упал в жесткую сухую траву и горько навзрыд заплакал. не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». но голод заставил его вернуться. он старался «не выделяться», пытался выиграть денег хотя бы на пол-литровую баночку молока, чтобы хоть чуть-чуть поправить здоровье, но это ему не удалось, его снова избили. валентин распутин в своем рассказе показал, какую роль играют учителя в жизни детей.
Ой, солнце уже взошло! Как же долго я сегодня спала! Ах, я не успею подоить козочкуЗлату , пастух уже гонит стадо! Ух, надо раньше ложиться спать-тяжело рано вставать.Ну-ка, Златка, давай поторопимся! Ну, вроде бы всё! Бежим ворота на луг! Уфф, успела! Эй, Ванюша, приглядывай за моей козочкой получше, пусть кушает клевер на лугу, а не бежит на соседские огороды. Ох,и досталось же мне от бабки Марьи, за то , что моя коза пощипала её капусту! А ведь это ты не углядел! Ай-ай-ай! Уснул поди?Опять гулял с девчатами до утра? Ну, до вечера! Ласкового тебе солнышка, сочной травки -твоему стаду!