Обобщение по теме "Глагол"
Самостоятельная работа
1. Допиши определение:
Глагол – это
2. Выбери верное утверждение
• Глагол - это часть речи
• Глагол - это член предложения
• Глагол - это часть слова
3.Выбери верное утверждение
• Глагол отвечает на во какой? Какая? какое?
• Глагол отвечает на во кто? что?
• Глагол отвечает на во что делает?
что сделает?
4. Выбери верное утверждение
• Глагол обозначают признак предмета
• Глагол обозначают действие предмета
• Глагол обозначают предмет
5.Часть речи, которая обозначает и отвечает на во что делает?
что делал? называется глаголом
6. Что отличает глагол от других частей речи?
1) Обозначает признак предмета и отвечает на во какой? какая?
2) Обозначает предмет и отвечает на во кто? что?
3) Обозначает действие предмета и отвечает на во что делает? что делал?
7. Глагол по числам
а) изменяется б) не изменяется
8. Какое слово является глаголом
а) сторож б) сторожит в) сторожевая
9. Подчеркни глаголы
Пригрело, зонтик, облака, говорит, добрый, котёнок, рисовал, белка, золотой, доброта.
10. Образуй от данных имён существительных однокоренные глаголы. Напиши.
Рассказ
Разговор
Крик
Бег
Свет
Зелень
Посадка
С любым из записанных глаголов составь и запиши предложение.
11. К данным именам существительным запиши как можно больше подходящих по смыслу
глаголов.
Образец: Вода капала, бежала, текла, лилась, струилась, замёрзла.
1) Солнце палило
2) Ветер дул
3) Река вилась
4) Трава выросла
12. Укажи строчку, в которой глаголы стоят в единственном числе:
1) бегает, смотрели, ушли
2) поет, уехал, катаю
3) качают, помнят, говорит
13. Отметь строку, где все слова являются глаголами.
а) учить, учитель, учебный;
б) учить, учу, учитесь;
в) дуть, дуло, дующий;
г) спорить, спорный, спор.
14. Укажи слово, которое в предложении является сказуемым:
Мама сварила повидло из яблок.
1) мама; 2) повидло; 3) яблок; 4) сварила.
15.Напиши глаголы во множественном числе (Вспомни местоимение множественного числа)
веселить питать
холодить согревать
учить говорить
16. Напиши глаголы в единственном числе (Вспомни местоимение единственного числа)
носить веселить
строить ходить
жить сторожить
17. Допиши слова - синонимы (близкие по значению)
бороться болтать
кричать хохотать
18. Спиши, заменяя единственное число глаголов множественным.
Соловей поёт. Жаворонок звенит. Иволга свистит. Сорока трещит. Дятел стучит. Клёст скрипит. Комар
пищит.
19. Напиши к данным глаголам противоположные по смыслу слова.
всходит давать
встречают говорят
20. Определи, на какой во отвечают слова, и запиши в нужную строчку.
Зеленая, прыгать, ручеёк, пишет, маленькое, рысь.
Существительное
Прилагательное
Глагол
Переписать предложения в рабочую тетрадь, выделить причастный или деепричастный обороты (поставить запятые, подчеркнуть как член предложения, поставить "пограничные столбики").
1)Лиса роется в снегу разбрасывая вокруг снежную пыль.
2) Река загромождённая белым торосом слегка искрилась.
3) Послав на землю последний луч солнце зарылось в седую мглу.
4) Комья снега лежащие на ветвях давили их к низу.
5) Набуянившись за ночь лес затих поникнув ветвями сосен.
6) На солнце ярко сверкнули избушки занесённые снегом.
7) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.
8) Пушистые снежинки легко порхая и кружась в воздухе ложились на землю.
9) Небеса рассыпались снежным пухом наполняя весь воздух движением.
10) Видны лишь верхушки елочек сиротливо растущих у опушки.
11) Ночь приближаясь неумолимо погружает всё в темноту.
12) Шторм бушевал всю ночь неожиданно стихнув к утру и расправив свои белоснежные паруса корабли всё-таки смогли выйти в море.
Объяснение:
За двумя зайцами погон/ишь/ся(погнаться, 2спр., иселюч.) - ни одного не пойма/ешь/ (поймать, 1 спр.). Много буд/ешь/ (быть, 1 спр.) знать скоро - состар/ишь/ся (состариться, 2 спр.). Правда глаза кол/ет/ (колоть, 1 спр.). Конь вырв/ет/ся (вырваться, 1 спр.) - догон/ишь/(догнать, 2 спр., исключ.), слова сказанного не ворот/ишь/ (воротить, 2 спр.). Руки не протян/ешь/(протянуть, 1 спр.), так и с полки не достан/ешь/(достать, 1 спр.). Дождь вымоч/ит/(вымочить, 2 спр.), а солнышко высуш/ит/ (высушить, 2 спр.). Мягко стел/ет/(стелить, 1 спр., исключ.), да жёстко спать. Человек, он всё умеет: он и паш/ет/(пахать, 1 спр.), он и се/ет/ (сеять, 1 спр.).