Обратившись к приведенным текстам, определите их жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения.
А) В книге дается не только артикуляционная классификация звуков русского языка, но и акустическая, детально освещены суперсегментные единицы (слог, ударение, интонация). Весь материал излагается в фонологическом аспекте. Ряд глав посвящен новым, развивающимся отраслям фонетики: социологии произносительных норм, фонетике разговорной речи, фонетике поэтических текстов. Особое внимание уделено орфоэпии. В конце книги – ответы на задания, предметный и именной указатели.
Б) Эта книга является учебником для студентов университетов. Ее цель – дать необходимый объем фактических сведений о звуковой системе русского языка и воспитать у студентов умение мыслить лингвистически. Автор опирался на опыт и традиции преподавания курса фонетики в Московском гос.пед. ин-те (до 1958 г.) и на филологическом факультете МГУ. Рукопись этой книги прочли (полностью или частично)… Их ценные советы улучшить рукопись им за это. Автор посвящает книгу памяти своего учителя, замечательного лингвиста, одного из создателей Московской лингвистической школы Александра Александровича Реформатского.
В) “Парадокс Гвоздева” сослужил хорошую службу: он показал, что фонемная теория разгрызать твердые орешки, которые ей дает языковая реальность. Здесь приведен только один пример, показывающий, что теория фонем ладит с фактами и умеет их точно и верно освещать. Таких примеров можно привести много. Имеет ли теория фонем объяснительную силу? Она, как мы видели, объясняет очень многое. Почему некоторые звуковые признаки и даже целые звуки не замечаются говорящими? В их собственной речи! Почему одни звуки допускают ослышки и иллюзии слуха чаще, чем другие? (Панов В.М. Современный русский язык).
Текст Б является введением книги, в котором автор рассказывает о цели и содержании своей работы. В тексте присутствуют упоминания о преподавании курса фонетики в университете, воспоминания об авторе книги и упоминание об их советах. Текст Б представляет собой вступительную или предисловную часть книги.
Текст В содержит рассуждения и примеры, демонстрирующие объяснительную силу фонемной теории в рамках русского языка. Он приводит вопросы и ответы, основанные на этой теории. Текст В является научным или популярно-научным эссе.