Образуйте от во местоимений отрицательные при приставок НЕ- и НИ-.
во отрицательные
местоимения местоимения
Не
¬
Ни
¬
1. Кого? некого никого
2. Чего?
3. Кто?
4. Каким?
5. Что?
6. Чему?
№3. Запишите отрицательные местоимения с предлогами.
никого (у) нечем (за)
некого (у) ничем (с)
нечему (к) никакие (на)
некем (с) ничьих (с)
№4. Прочитайте стихотворение Агнии Барто.
1. Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём.
2. Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
3. Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
4. Крикнуть некому: «Постой!»
5. Я один; мне красотой
Поделиться не с кем.
Перечислите номера предложений, в которых есть:
1) личные местоимения
2) неопределённые местоимения
3) во местоимения
4) отрицательные местоимения
№5. Восстановите пословицы, используя отрицательные местоимения.
1. Друг за дружку держаться - не бояться.
2. Лучше поздно, чем .
3. Худо тому, кто добра не делает .
4. Скучен день до вечера, коли делать .
5. хвалиться, коли всё из рук валится.
№6. Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с
которыми они связаны, в две колонки: в первую – слитные написания, во
вторую – раздельные написания.
1. (Н…)чем (н…)чего (не)сделаешь.
2. Кто оторвался от друзей, тому (не)(на)кого рассчитывать в беде.
3. Тот глуп совсем, кто (не)знается (н…)(с)кем.
4. Пустые речи и слушать (н…)чего.
5. Кто (н…)(в)чём не виноват, того и обвинять (н…)(в)чём.
6. Родную мать (н..)кем (не)заменишь.
Листок для ответа.
Слитные написания Раздельные написания
№7. Выпишите слова с пропущенными буквами, раскрывая скобки и вставляя
пропущенные буквы.
1. (Н…)спеши хватать руками (н…)чего, что лежит на тарелке.
2. (Н…)толкай (н…)кого ,кто сидит рядом с тобой, под локоть.
3. (Н…)(с)кем громко (н… разговаривай, (н…)старайся (н…)кого перекричать.
Этикет – это
№8. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении местоимений в
предложениях.
1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.
2. Повесть «Выстрел» интересна. В нём много захватывающих событий.
3. Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял.
4. Лицо у ней круглое.
5. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
Наконец-то наш герой добрался домой, а у нас с вами осталось последнее задание.
№9. Выполните тест.
1. Местоимение – это часть речи, которая…
А) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо;
Б) обозначает предмет, признак, количество;
В) указывает на предмет, но не называет его;
Г) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
2. Какие буквы нужно вставить в следующем предложении?
Н…чего тому страшиться, кто н…чего не боится.
Выберите правильный ответ:
А) в 1-ом случае И, во 2-ом – Е;
Б) в обоих случаях И;
В) в 1-ом случае Е, во 2-ом – И;
Г) в обоих случаях Е.
3. Выберите строку, в которой есть орфографическая ошибка::
А) никакой, кто-нибудь, кто-то;
Б) нечто, не у кого, кое-кому;
В) нискем, кое-кто, некого;
Г) что-либо, ничего, кто-нибудь.
Итог урока.
Русский язык должен стать языком международного общения — об этом заявил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, который возглавляет российскую делегацию на 10-м Международном конгрессе высшего образования «Университет-2016» в Гаване.
«Русский язык может и должен стать языком международного общения, поскольку очень многие научные сферы связаны с русским языком, с русскими исследователями, например космос, ядерная физика, энергия и многое другое. Но, чтобы намерения постепенно обрели осязаемые черты, предстоит еще сделать очень многое», — сказал Каганов, подчеркнув свою уверенность в реализации поставленной задачи.
Безусловно, эта идея прекрасна и созвучна сегодняшней концепции российской политики. Россия возвращает влияние на мировой арене, однако пока это не касается положения русского языка в мире, который утратил свои былые позиции в 90-е и нулевые. Сегодня продвижение и защита русского языка должны быть в числе основных национальных интересов России.
Русский язык вошел в число мировых языков в XX веке. Его экспансия происходила вместе с развитием Российской империи и СССР. В начале XX века русским языков владели 150 млн человек, в основном в границах Российского государства. В последующие 90 лет это число выросло до 350 млн. Во времена СССР русский язык был эффективным инструментом интеграции советских народов, также русский язык изучали 20–24 млн человек в Восточной Европе и других странах социалистического лагеря. Кроме того, русский преподавался в западных странах, где проживали русские эмигранты. Но после распада СССР популярность русского языка снизилась. К 2005 году число владеющих в различной степени русским сократилось до 278 млн человек.
Курс на дерусификацию
Когда Советский Союз рухнул и начался парад суверенитетов, властями большинства новых независимых государств был объявлен официальный курс на дерусификацию. Наиболее ярким и показательным примером стала Прибалтика, где установились режимы этнократии и апартеида по отношению к русскому населению.
Председатель партии «За родной язык» (Латвия) Владимир Линдерман отметил, что из системы образования в Прибалтике русский язык вытесняется методично и последовательно. В Латвии в государственных вузах запрещено преподавание на русском языке. В русских школах пока сохраняется пропорция 60/40: 60% предметов преподаются на латышском, 40% — на русском, сообщил общественный деятель «Русской планете».