объяснить расстановку знаков препинания. Тема обособления. (Пример: обособляется потому что относится к личному местоимению, обособляется потому что в значении уточнения )
Данное предложение можно разбить на следующие смысловые части:
1. Там стоял полный, непроницаемый мрак
2. только в самой середине его скользнувший неведамо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев
3. и бросал на землю узкую правильную дорожку
4. такую светлую, нарядную и прелестную
5. точно аллея убрана для торжественного шествия.
Теперь разберем каждую смысловую часть более подробно:
1. "Там стоял полный, непроницаемый мрак"
В данной фразе подразумевается, что в каком-то месте было темно и ничего нельзя было разглядеть.
2. "только в самой середине его скользнувший неведамо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев"
Здесь описывается, что в середине этого места появился яркий луч света, который осветил длинную линию деревьев. Луч света появился неизвестно откуда.
3. "и бросал на землю узкую правильную дорожку"
Луч света создал на земле узкую и прямую дорожку.
4. "такую светлую, нарядную и прелестную"
Дорожка получилась очень яркой, красивой и привлекательной.
5. "точно аллея убрана для торжественного шествия"
Описывается, что эта дорожка похожа на аллею, которая украшена для торжественного процесса или праздника.
Теперь можно составить схему предложения:
- В самой середине мрака есть луч света
- Луч света ярко освещает деревья
- Деревья создают дорожку
- Дорожка яркая, красивая и привлекательная, похожая на аллею
Таким образом, предложение описывает яркий, красивый луч света, который появляется в темном месте и освещает деревья, создавая узкую и привлекательную дорожку, напоминающую аллею для торжественного шествия.
III. 1) Творчество поэта - диалектика философа - искусство исследования - вот материалы, из которых слагается великий учёный. (Тим.)
2) Речевая культура человека - это зеркало его духовной жизни. (Сухомл.)
3) Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь - продвинуть человечество хоть немного вперёд. (Циолковский.)
4) Для молодёжи - как и для нас - вопрос чести - оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина. (Павлов.)
5) Наша задача - укреплять Родину. (Н.О.)
6) Наше знамя - это мир. (Н.О.)
7) Творческая работа - это прекрасный - необычно тяжёлый - и изумительно радостный труд. (Н.О.)
8) Мой рабочий день - десять-двенадцать часов в сутки. (Н.О.)
9) Дружба - честность - коллективизм - наши подруги. Воспитание мужества - отваги - беззаветная преданность революции - ненависть к нашим врагам - наши законы. (Н.О.)
10) Вьётся улица - змея. Дома вдоль змеи. Улица моя - дома мои. (Маяк.)
Обоснование:
1) В данных предложениях, имеющих вид составного сказуемого, подлежащее состоит из перечисления нескольких понятий, и каждое понятие отделяется запятой. Поэтому мы подчеркиваем подлежащее одной чертой, разделяя понятия тире для большей ясности.
2) В предложении 4 есть две вставных конструкции, выражающие причастность автора к молодежи и нации. Поэтому мы отделяем эти конструкции тире.
3) В предложении 7 говорится о том, что творческая работа является прекрасным, необычно тяжёлым и изумительно радостным трудом. Мы используем тире для выделения каждого прилагательного, чтобы подчеркнуть каждый аспект труда.
4) В предложении 8 говорится о том, что рабочий день длится десять-двенадцать часов. Мы используем тире для выделения диапазона времени.
5) В предложении 9 говорится о том, что дружба, честность, коллективизм, воспитание мужества, отваги, беззаветная преданность революции, ненависть к врагам являются нашими законами. Мы используем тире для выделения каждого понятия, чтобы подчеркнуть их значимость.
6) В предложении 10 говорится о том, что улица вьётся как змея, а дома находятся вдоль нее. Мы используем тире для связывания этих двух идей, чтобы показать их тесную связь.
1. Там стоял полный, непроницаемый мрак
2. только в самой середине его скользнувший неведамо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев
3. и бросал на землю узкую правильную дорожку
4. такую светлую, нарядную и прелестную
5. точно аллея убрана для торжественного шествия.
Теперь разберем каждую смысловую часть более подробно:
1. "Там стоял полный, непроницаемый мрак"
В данной фразе подразумевается, что в каком-то месте было темно и ничего нельзя было разглядеть.
2. "только в самой середине его скользнувший неведамо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев"
Здесь описывается, что в середине этого места появился яркий луч света, который осветил длинную линию деревьев. Луч света появился неизвестно откуда.
3. "и бросал на землю узкую правильную дорожку"
Луч света создал на земле узкую и прямую дорожку.
4. "такую светлую, нарядную и прелестную"
Дорожка получилась очень яркой, красивой и привлекательной.
5. "точно аллея убрана для торжественного шествия"
Описывается, что эта дорожка похожа на аллею, которая украшена для торжественного процесса или праздника.
Теперь можно составить схему предложения:
- В самой середине мрака есть луч света
- Луч света ярко освещает деревья
- Деревья создают дорожку
- Дорожка яркая, красивая и привлекательная, похожая на аллею
Таким образом, предложение описывает яркий, красивый луч света, который появляется в темном месте и освещает деревья, создавая узкую и привлекательную дорожку, напоминающую аллею для торжественного шествия.
2) Речевая культура человека - это зеркало его духовной жизни. (Сухомл.)
3) Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь - продвинуть человечество хоть немного вперёд. (Циолковский.)
4) Для молодёжи - как и для нас - вопрос чести - оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина. (Павлов.)
5) Наша задача - укреплять Родину. (Н.О.)
6) Наше знамя - это мир. (Н.О.)
7) Творческая работа - это прекрасный - необычно тяжёлый - и изумительно радостный труд. (Н.О.)
8) Мой рабочий день - десять-двенадцать часов в сутки. (Н.О.)
9) Дружба - честность - коллективизм - наши подруги. Воспитание мужества - отваги - беззаветная преданность революции - ненависть к нашим врагам - наши законы. (Н.О.)
10) Вьётся улица - змея. Дома вдоль змеи. Улица моя - дома мои. (Маяк.)
Обоснование:
1) В данных предложениях, имеющих вид составного сказуемого, подлежащее состоит из перечисления нескольких понятий, и каждое понятие отделяется запятой. Поэтому мы подчеркиваем подлежащее одной чертой, разделяя понятия тире для большей ясности.
2) В предложении 4 есть две вставных конструкции, выражающие причастность автора к молодежи и нации. Поэтому мы отделяем эти конструкции тире.
3) В предложении 7 говорится о том, что творческая работа является прекрасным, необычно тяжёлым и изумительно радостным трудом. Мы используем тире для выделения каждого прилагательного, чтобы подчеркнуть каждый аспект труда.
4) В предложении 8 говорится о том, что рабочий день длится десять-двенадцать часов. Мы используем тире для выделения диапазона времени.
5) В предложении 9 говорится о том, что дружба, честность, коллективизм, воспитание мужества, отваги, беззаветная преданность революции, ненависть к врагам являются нашими законами. Мы используем тире для выделения каждого понятия, чтобы подчеркнуть их значимость.
6) В предложении 10 говорится о том, что улица вьётся как змея, а дома находятся вдоль нее. Мы используем тире для связывания этих двух идей, чтобы показать их тесную связь.