очень МЫ ОЦЕНИВАЕМ МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Понятие о ресурсообеспеченности. Географическая оболочка Земли обладает
огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов
далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные
районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и
размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно
хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Конечно, на показатель ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или
бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность
зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным,
а социально-экономическим.
Пример. Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5
трлн.т. условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может
хватить примерно на 350-400 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для
извлечения (в том числе с учётом их размещения), а также постоянный рост потребления,
такая обеспеченность сократится во много раз.
Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к
какому классу природных ресурсов относится той или иной их вид – к исчерпаемым
(невозобновляемым и возобновляемым) или к неисчерпаемым ресурсам.
Минеральные ресурсы: достаточно ли их? Люди ещё в древности научились
использовать некоторые из этих ресурсов, что нашло своё выражение в названиях
исторических периодов развития человеческой цивилизации, например, каменный век. В
наши дни используется более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному
выражению академика А. Е. Ферсмана (1883-1945), ныне к ногам человечества сложена
вся периодическая система Менделеева.
Тем не менее земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку,
которая по велению людей в любом количестве может поставлять им сокровища земных
недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории
невозобновляемых. Во-вторых, мировые запасы отдельных их видов далеко не одинаковы.
Наконец, в-третьих, «аппетиты» человечества тоже всё время растут.
1) Выпишите из текста СПП с придаточной изъяснительной и определительной.
Постройте схемы и сделайте анализ предложений. [5]
2) Выпишите из текста 2 ключевых предложения, объясните их роль в тексте. [2]
3) Для кого написан текст? Целевая аудитория. [1]
4) Определите основную мысль текста. [1]
5) Определите тип и стиль текста, укажите их характерные черты. [1]
1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать выражения подлежащего, тип сказуемого и его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и выражения.
2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) .
3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное) .
4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное) ; для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное) .
5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое) .
6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное) ; если неполное, указать, какой член предложения пропущен.
7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.
Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного
2.Он приблизился к дому.
3.Мама купила комплект постельного белья
4.Скрепя сердце, мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
5.Знаменитый немецкий математик Рюкле выучил наизусть число, состоящее из пятисот четырёх цифр.
6.Вдали белеет парус.
7.Со всего дачного участка мы собрали пять килограммов баклажан
8.Адресат отправил письмо пфаксом
9.На скамье сидел ветеран
10.Катерина не может возвратиться обратно в дом Кабанихи.
11.По окончанию спектакля зрители долго аплодировали артистам.
12.Книга имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.