Актуальнейшую проблему поставил в своём проникновенном обращении к соотечественникам Даниил Александрович Гранин – проблему утраты милосердия! Тревога звучит в его словах. Об этом можно судить по тем средствам, которые писатель использовал в своём тексте. Например, обратим внимание на риторический вопрос: «Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?» Тут мы слышим недоумение: ведь милосердие присуще всем живым существам, а у нас, называющих себя венцом творенья, оно атрофировалось, будто что-то устаревшее и ненужное. Очень интересно использована автором парцелляция: «Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?» Здесь стоит задуматься: а ведь в нашей жизни действительно отсутствуют стимулы проявления милосердия. Наверное, в этом причина нелепейшего явления – утраты «древнего необходимого чувства». Даниил Александрович Гранин считает, что милосердие исчезает из нашей жизни совсем не случайно. Во время классовой борьбы «милость к падшим» была наказуема, а в наше время она никак не реабилитирована, ведь в современном обществе нет «практики милосердия». Автор заявляет: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Думаю, что писатель прав, ведь мир без милосердия превращается в хаос. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить, например, произведение М.Шолохова «Тихий Дон», в котором упорядоченная мирная жизнь казаков вдруг сменилась чудовищной нелепицей войны. Люди понимают всю невероятность происходящего, но ничего сделать не могут: они словно все сошли с ума. Им хочется пахать, сеять, кормить хлебом народ, а они вынуждены убивать себе подобных. Всё странно и непонятно становится в мире, и вот Дарья убивает кума Котлярова, Мишка Кошевой начинает охоту на Григория – своего шурина, а Митька Коршунов стал палачом, чего сроду не бывало среди казаков. В отместку за гибель своего деда, этот изверг повесил старуху-мать Коршунова, детишек её шашкой порубил. Ужас и кошмар творится в мире, в котором нет места милосердию. А вот у Пушкина в повести «Капитанская дочка» даже в круговерти страшных исторических событий есть место для проявления милосердия, и люди могут говорить друг с другом, проявить сочувствие и благородство тех, кому грозит опасность, и тем, кто в этом нуждается. И всё это нормально – так и должно быть. Не зря тревожится Даниил Александрович Гранин, ведь сохранить мир на краю безумия – это первостепенная задача каждого из нас. Милосердие – это надежда на сохранение в себе нравственности. Если утратим это святое чувство – не будет для нас счастливой жизни.
1. Перепишите текст и вставьте нужные знаки препинания. 2. Вставьте пропущенные буквы согласно правилам русского языка.
(1) Эти коты долго обнюхивались сквозь дыру под амбаром с кроткою кошечкою Пульхерии Ивановны и наконец подманили ее. (2) Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. (3) В один день, когда она ревизировала свой огород и возвращалась с нарванными зелеными свежими огурцами для Афанасия Ивановича, слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. (4) Она произнесла: "Кис, кис!" - и вдруг вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи. (5) Пульхерия Ивановна продолжала звать ее, но кошка стояла перед нею, мяукала и не смела близко подойти. (6) Пульхерия Ивановна пошла вперёд, продолжая звать кошку, которая боязливо шла за нею. (7) Пульхерия Ивановна тотчас приказала подать ей молока и мяса и, сидя перед нею, наслаждалась жадностию бедной своей фаворитки. (8) Серенькая беглянка почти в глазах ее растолстела и ела уже не так жадно. (По Н.В. Гоголю)
3. Выпишите из текста:
А) Объясните правило и приведите примеры, иллюстрирующие правило «Слитное и раздельное написание наречий».
Не так - частица НЕ с указательными наречиями пишется раздельно.
Б) Номера простых предложений.
1, 7, 8
В) Номера сложносочиненных предложений.
2, 5
Г) Номера сложноподчиненных предложений.
3, 6
Д) Номер предложения с обособленным определением (подчёркнуто).
4
Е) Номер предложений с односоставным предложением.
Актуальнейшую проблему поставил в своём проникновенном обращении к соотечественникам Даниил Александрович Гранин – проблему утраты милосердия! Тревога звучит в его словах. Об этом можно судить по тем средствам, которые писатель использовал в своём тексте. Например, обратим внимание на риторический вопрос: «Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?» Тут мы слышим недоумение: ведь милосердие присуще всем живым существам, а у нас, называющих себя венцом творенья, оно атрофировалось, будто что-то устаревшее и ненужное. Очень интересно использована автором парцелляция: «Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?» Здесь стоит задуматься: а ведь в нашей жизни действительно отсутствуют стимулы проявления милосердия. Наверное, в этом причина нелепейшего явления – утраты «древнего необходимого чувства». Даниил Александрович Гранин считает, что милосердие исчезает из нашей жизни совсем не случайно. Во время классовой борьбы «милость к падшим» была наказуема, а в наше время она никак не реабилитирована, ведь в современном обществе нет «практики милосердия». Автор заявляет: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Думаю, что писатель прав, ведь мир без милосердия превращается в хаос. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить, например, произведение М.Шолохова «Тихий Дон», в котором упорядоченная мирная жизнь казаков вдруг сменилась чудовищной нелепицей войны. Люди понимают всю невероятность происходящего, но ничего сделать не могут: они словно все сошли с ума. Им хочется пахать, сеять, кормить хлебом народ, а они вынуждены убивать себе подобных. Всё странно и непонятно становится в мире, и вот Дарья убивает кума Котлярова, Мишка Кошевой начинает охоту на Григория – своего шурина, а Митька Коршунов стал палачом, чего сроду не бывало среди казаков. В отместку за гибель своего деда, этот изверг повесил старуху-мать Коршунова, детишек её шашкой порубил. Ужас и кошмар творится в мире, в котором нет места милосердию. А вот у Пушкина в повести «Капитанская дочка» даже в круговерти страшных исторических событий есть место для проявления милосердия, и люди могут говорить друг с другом, проявить сочувствие и благородство тех, кому грозит опасность, и тем, кто в этом нуждается. И всё это нормально – так и должно быть. Не зря тревожится Даниил Александрович Гранин, ведь сохранить мир на краю безумия – это первостепенная задача каждого из нас. Милосердие – это надежда на сохранение в себе нравственности. Если утратим это святое чувство – не будет для нас счастливой жизни.
1. Перепишите текст и вставьте нужные знаки препинания. 2. Вставьте пропущенные буквы согласно правилам русского языка.
(1) Эти коты долго обнюхивались сквозь дыру под амбаром с кроткою кошечкою Пульхерии Ивановны и наконец подманили ее. (2) Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. (3) В один день, когда она ревизировала свой огород и возвращалась с нарванными зелеными свежими огурцами для Афанасия Ивановича, слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. (4) Она произнесла: "Кис, кис!" - и вдруг вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи. (5) Пульхерия Ивановна продолжала звать ее, но кошка стояла перед нею, мяукала и не смела близко подойти. (6) Пульхерия Ивановна пошла вперёд, продолжая звать кошку, которая боязливо шла за нею. (7) Пульхерия Ивановна тотчас приказала подать ей молока и мяса и, сидя перед нею, наслаждалась жадностию бедной своей фаворитки. (8) Серенькая беглянка почти в глазах ее растолстела и ела уже не так жадно. (По Н.В. Гоголю)
3. Выпишите из текста:
А) Объясните правило и приведите примеры, иллюстрирующие правило «Слитное и раздельное написание наречий».
Не так - частица НЕ с указательными наречиями пишется раздельно.
Б) Номера простых предложений.
1, 7, 8
В) Номера сложносочиненных предложений.
2, 5
Г) Номера сложноподчиненных предложений.
3, 6
Д) Номер предложения с обособленным определением (подчёркнуто).
4
Е) Номер предложений с односоставным предложением.
4
Ж) Номер предложений с вводными словами.
таких нет