ОЧЕНЬ СПИСАТЬ ТЕКСТ
(1) Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. (2) Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. (3) Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. (4) Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.
(5) Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. (6) Среда же, созданная самим человеком, – не природа, это – его культура. (7) Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. (8) Язык – важнейший компонент культуры. (9) И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. (10) «Нужная работа, необходимая, - как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, … так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме.
(11) А нация, которая утеряет свой подлинные, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
(12) Отречется от предков – забудет себя, добавим мы.
(В.В. Колесов. Гордый наш язык…)
В1. Укажите образования слова УТЕРЯЕТ (предложение 11).
В2. Из предложений 5-9 выпишите страдательное причастие.
В3. Из предложений 10-12 выпишите деепричастие.
В4. Среди предложений 1-4 найдите то, которое содержит три деепричастных оборота.
В5. Среди предложений 1-4 найдите то, которое содержит междометие.
В6. Среди предложений 7-9 найдите то, которое содержит усилительную частицу.
В7. Из предложений 1-6 найдите предложения с однородными дополнениями
(по)дороге- ж.р. ед.ч Д.п
(за)другом-м.р ед.ч Т.п
(в)тетрадке- ж.р ед.ч П.п
лампу-ж.р ед.ч Р.п
(в) норе- ж.р ед.ч П.п
(без) обеда- м.р ед.ч Р.п
(к) дому- м.р ед.ч Д.п
(из) школы-ж.р ед.ч Р.п
мультик- м.р ед.ч Р.п.
(на) лодке- ж.р ед.ч П.п.
дверь- Р.п ед.ч ж.р
(за) рекой- ж.р ед.ч Т.п
(в) книге- ж.р ед.ч
(в) лес - ед.ч м.р
(в) лесу- ед.ч м.р П.п
(на) листке- ед.ч м.р П.п
песню- ед.ч ж.р Р.п
(из) норы- ед.ч ж.р Р.п
(к) лицу- ср.р ед.ч Д.п
Овраг- м.р ед.ч Р.п
(с) горы- ж.р ед.ч Р.п.
(по) реке - Д.п ед.ч ж.р
(в) дом- м.р ед.ч.
(с) коня- Р.п ед.ч м.р
(под) столом- Т.п ед.ч м.р
свет - Р.п ед.ч м.р
роса-И п ед.ч ж.р
(на) кровати - П.п ж.р ед.ч) все
Мы вооружились вениками, лопатами и граблями. Кто-то вычищал газон он покошенной травы, кто-то подметал тратуар. Мне было предложено покрасить деревья известью, чтобы защитить их от вредителей. Я быстро принялся за это дело. Вскоре мне в пришел мой товарищ. Мы даже и не заметили, как быстро успели покрасить все деревья, потому что были увлечены разговорами. Мне хорошо запомнился этот день, потому что тогда я познакомился с многими людьми, которые так же как и я любят природу.