ОЧЕНЬ СПИСАТЬ ТЕКСТ
(1) Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. (2) Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. (3) Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. (4) Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.
(5) Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. (6) Среда же, созданная самим человеком, – не природа, это – его культура. (7) Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. (8) Язык – важнейший компонент культуры. (9) И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. (10) «Нужная работа, необходимая, - как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, … так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме.
(11) А нация, которая утеряет свой подлинные, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
(12) Отречется от предков – забудет себя, добавим мы.
(В.В. Колесов. Гордый наш язык…)
В1. Укажите образования слова УТЕРЯЕТ (предложение 11).
В2. Из предложений 5-9 выпишите страдательное причастие.
В3. Из предложений 10-12 выпишите деепричастие.
В4. Среди предложений 1-4 найдите то, которое содержит три деепричастных оборота.
В5. Среди предложений 1-4 найдите то, которое содержит междометие.
В6. Среди предложений 7-9 найдите то, которое содержит усилительную частицу.
В7. Из предложений 1-6 найдите предложения с однородными дополнениями
1) Уезжая в конце августа из деревни
2) Спускаясь из Чегема
3) Задрав голову
4) Вглядываясь в розовеющие гвоздья
5) Принимая за почерневшую гроздь
6) Усевшись на ней верхом
7) Ухватившись за виноградную гроздь
Причастные обороты-
Он тут только один: Свисающий с одной из верхних ветвей
Если тебе трудно отличить деепричастный оборот от причастного, то я тебя могу научить.
Чтобы найди деепричастный оборот достаточно лишь задать вопрос "что делая?" Например : читая, играя и т.д. Так же, можно задать вопрос "что сделав?" Например: оседлав-оседлавши и т.д.
Чтобы найти причастный оборот, нужно найти суффикс "вш" или "вши" и задать вопрос "какой?" Например: игравший, потерявший, сделавший и т.д. По сути это прилагательное, образованное от глагола.
Надеюсь, что удачи:)
В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, |уезжая в конце августа из деревни|.
|Спускаясь из Чегема|, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее.
Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, |задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья|, |иногда принимая за почерневшую гроздь винограда пожухлый лист|.
|Усевшись на ней верхом|, стал соображать, как быть дальше.
Надо было пройти до конца ветки и там, |ухватившись за виноградную гроздь|, подтянуть её к себе.
Причастный оборот:
Однажды я всё-таки заметил, что виноград, |свисающий с одной из верхних ветвей|, почти спелый.