ОЧЕНЬ Текст 1.
А. Прочитать текст. Курсивным жирным шрифтом с подчеркиванием выделены деепричастные обороты, а обычным жирным – причастные обороты и причастия.
Обратить внимание на выделенные части предложений. Определить часть речи в обороте (причастие, деепричастие), определить слово, от которого причастие, деепричастие образовано.
Бортничество – древний промысел на Руси. Бортниками называли людей, занимавшихся сбором «дикого» меда. В сезон сбора меда они уходили в лес и искали ульи диких пчел, располагавшиеся на деревьях. Занятие это передавалось по наследству от отца к сыну, и у каждой семьи были отмечены «свои» деревья.
Дело это было не Дикие пчелы, защищая свой улей, могли стать причиной гибели бортника. Кроме того, у каждого сборщика меда в лесу всегда есть конкурент – медведь.
Как же отбирали мед у пчел? Подкравшийся к улью человек окуривал дымом жилище насекомых, и те становились вялыми и не к защите. Но все-таки несколько пчел, обороняясь, успевали укусить бортника.
Собирая мед, бортники не разрушали улей до конца. И когда пчелы приходили в себя, они имели возможность достроить свое жилище, не перебираясь в другое место. И через какое-то время бортник мог опять вернуться к примеченному улью и опять собрать мед.
1. Спишите текст, выделив причастные и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Самостоятельно сконструируйте предложения, используя причастные и деепричастные обороты:
1.Бортниками называли людей,………………………………………….
…,собиравших мед диких пчел.
…, добывавших мед из ульев диких пчел.
…, занимавшихся поиском «дикого» меда в лесу.
…., ищущих в лесу ульи диких медоносных пчел.
2. Дикие пчелы, ……………… …….., могли стать причиной гибели бортника.
, обороняющие свое жилище,
,собирающиеся в рой для защиты улья,
, нападающие и жалящие,
, охраняющие улей,
3.……………………………человек окуривал дымом жилище насекомых.
Подкравшийся к жилищу пчел….
Спрятавшийся от пчел…..
Нашедший улей диких пчел…
Подошедший к примеченному месту…
4. Но все-таки несколько пчел, ……………, успевали укусить бортника.
,защищаясь,
,подлетая,
, жаля со всех сторон,
, не поддавшись окуриванию,
5.……………………., бортники не разрушали улей до конца.
Забирая мед,
Найдя мед,
Вытащив мед,
Собрав нужное количество меда,
6. Когда пчелы очнутся, они достроят свое жилище,…………………………...
… ,оставаясь на прежнем месте.
… ,не оставляя прежнее.
… , не покидая привычное место.
…, не приступая к строительству нового.
В. Проверочный диктант. Проверьте составленные предложения:
Предложения с причастными и деепричастными оборотами аналогичны.
Бортники – это люди, занимавшиеся поиском дикого меда. Бортники – это вовсе не пчеловоды, устанавливающие ульи и ухаживающие за медоносными насекомыми.
Все свое свободное время они ходили по лесу и примечали ульи диких пчел, располагавшиеся на деревьях. В сезон сбора меда бортники возвращались к этим деревьям и приступали к сбору меда.
Как же они это делали? Спрятавшийся от пчел человек окуривал насекомых дымом. Они становились вялыми, и бортник мог спокойно собрать нужное количество меда. Собирая мед, сборщик не разрушал улей до конца. И насекомые, очнувшись, могли достроить свое жилище. А в следующий сезон сбора меда бортник, возвратясь к этому улью, собирал снова этот драгоценный продукт.
2. Я вымыла голову ароматным шампунем. (м.р., Т.п.)
3. Мы видели в зоомагазине разноцветного какаду. (м.р., В.п.)
4. Последнее интервью (с.р., В.п.) писатель дал месяц назад.
5. Сегодня я катался на красивом пони. (м.р., П.п.)
6. Мы ехали по асфальтированному шоссе. (с.р., Д.п.)
7. Красивое бра (с.р., И.п.) создаёт дополнительное освещение в комнате.
8. Современный Баку (м.р., И.п.) поражает своей архитектурой.
9. Мама повесила на окно красивый тюль. (м.р., В.п.)
10. На столе стояла чашка ароматного кофе. (м.р., Р.п.)
Сегодня мы купили в комнату красивое бра.
Чашка ароматного кофе бодрит с утра.
На окне висел очень красивый тюль.
В журнале напечатали последнее интервью кинозвезды.
В парке детей катает красивый пони.
Во время падения или удара повреждаются мягкие ткани или органы человека, это и называется ушибом. При ушибах суставов, ушиба ноги, руки, видимых нарушений целостности суставов или кожного покрова обычно не наблюдается. При ушибах может начаться отек тканей или появиться гематома. По мере нарастания повреждений увеличивается боль и нарушается подвижность конечностей.
Что делать при ушибах? Для оказания первой при ушибах к поврежденной поверхности нужно приложить холод. Это может быть холодная вода, бутылка или грелка со льдом. Но оказывая при ушибах, не забывайте о том, чтобы не произошло переохлаждения. Холод нужно прикладывать не более чем на 15 минут, затем лед нужно снять на 5 минут и если боль не утихла, то приложить холод еще на 15 минут.