ОЧЕНЬ УМОЛЯЮ
Задание 1. Выпишите предложения, обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), подчеркните основу в каждом предложении (подлежащее и сказуемое). Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
Задание 2. Выпишите предложения, обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), объясните постановку гласной в корне (поставьте ударение/выделите суффикс/поясните смысловое значение).Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
Задание 3. Выпишите предложения, обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), подчеркните основу в 1,3,5 предложениях (подлежащее и сказуемое). Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.
1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне, хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
Задание 4. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), объясните постановку гласной в корне (поставьте ударение/выделите суффикс/поясните смысловое значение).
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем.
2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта.
3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию.
4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины.
5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень.
6.П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения.
1. У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак. (Ершов. Конёк -Горбунок).
2. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. (Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3. Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит. (Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
4. Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".(Пушкин Сказка о попе и его работнике Балде )
5. "За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою". (Пушкин Сказка о золотом петушке )
6. В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою. (Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке)
7.Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.(Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке)
«Где же мне пригодится в жизни эта треклятая алгебра или геометрия?!» - вопрос, которым задавался в жизни практически любой (если не каждый) школьник, а то и студент. Действительно. Зачем? Как нам в жизни пригодится алгебра? Придем в магазин и попросим «где-нибудь 3х*3х-5х+4=0 килограмм яблочек, не волнуйтесь, дискриминант я уже вычислил»? Популярный довод о том, что математика подсчитать сумму покупок в магазине, вызывает только смех, потому что для этого достаточно курса первых пяти классов, так смысл идти дальше? Да и смысл изучать геометрию? Но только столкнувшись с по-настоящему взрослой жизнью, можно понять, что некоторые вещи все-таки пригодятся в жизни.
Мы это поймем, лишь столкнувшись с трудом работы по заполнению квитанций. Поймем тогда, когда поймем ад планировки семейного бюджета. Ощутим на себе прелесть ползаний с рулеткой по всей квартире в попытках высчитать, сколько рулонов обоев пригодится для спальни. Возьмем ипотеку и будем судорожно пытаться высчитать, сколько же еще осталось. Будем высчитывать своему ребенку площадь треугольника для его домашнего задания, дрожащими руками наливать валерьянку в стакан и пытаться вспомнить хоть что-то из материалов 5-9 классов.
Однажды мы поймем, как мы ошибались, что нам не пригодится алгебра и геометрия. Поймем. Но, увы, не сейчас.