ОЧЕНЬ Упражнение 2.
1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета
а) к материалу, из которого он сделан;
б) к месту его расположения;
в) к времени его существования;
г) к его назначению;
д) к причине его возникновения.
Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.
2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.
Упражнение 3.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Упражнение 4.
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.
Упражнение 5.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
Упражнение 6.
Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование Управление Примыкание
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Снежные звери.
Однажды вернулся охотник с охоты. Вот только не принёс ничего. Спрашивают у него про зверей.
- А ты хоть зверей-то видел? - спрашивают.
- Видел- отвечал отвечал охотник. А сам улыбается. Вспомнил он "зверей". Да только они не живые были , а снежные. Природа-мать подула ветрами и метелями . Вот и получились у неё верблюды, слоны с хоботами, бегемоты. Издали смотришь , кажется зверь стоить . Поближе подойдёшь обыкновенный сугроб. Так идёшь по лесу , а кажется по сказке идёшь.
Я не оставлю название , а изменю его. ( Снежный лес, Снежная сказка, Зимняя охота.)
Снежные звери.
Однажды вернулся охотник с охоты. Вот только не принёс ничего. Спрашивают у него про зверей.
- А ты хоть зверей-то видел? - спрашивают.
- Видел- отвечал отвечал охотник. А сам улыбается. Вспомнил он "зверей". Да только они не живые были , а снежные. Природа-мать подула ветрами и метелями . Вот и получились у неё верблюды, слоны с хоботами, бегемоты. Издали смотришь , кажется зверь стоить . Поближе подойдёшь обыкновенный сугроб. Так идёшь по лесу , а кажется по сказке идёшь.
Я не оставлю название , а изменю его. ( Снежный лес, Снежная сказка, Зимняя охота.)