Очень Замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную украинскую легенду. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, (не)виданной красоты. Но сердце у девушки было черное, (не)доброе. Привел сын молодую жену в родной дом. (Не)взлюбила она свекровь, сказала мужу: "Пусть (не)ходит мать в хату, посели ее в сенях". Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало показалось снохе этого. Говорит она мужу: "Пересели мать в сарай". Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне". (Не)дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и Сыночек мой родной, (не)больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место". Зарыдал сын схватил горячее материнское сердце ладонями прижал к груди вложил сердце в растерзанную грудь облил горячими слезами. Понял он что (ни)кто (ни)когда (не)любил его так преданно и бескорыстно как родная мать. И столь огромной и (не)исчерпаемой была материнская любовь столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным что ожило сердце встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. (Не)мог после этого сын возвратиться к жене-красавице постылой стала она ему. (Не)вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов. Такова легенда созданная народной мудростью.
Задание:
1. Объяснить орфограммы.
2. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
3. Заменить прямую речь косвенной.
4. Разбейте текст на абзацы, сформулируйте микротемы.
5. Передайте основное содержание текста с сложных предложений.
6. Какие чувства и мысли вызывает у вас эта легенда?
Быстрые(определение-прилаг) лесные(определение-прилаг) ручьи(подлежащее-сущ) впитали(сказуемое-глагол) запахи(дополнение-сущ) мхов(дополнение-сущ), старой(определение-прилаг) травы(дополнение-сущ), лежалых(определение-прилаг) листьев(дополнение-сущ), тяжёлых(определение-прилаг) берёзовых(определение-прилаг) капель(дополнение-сущ) и(союз) понесли(сказуемое-глагол) по(предлог) земле(обстоятельство-сущ). -Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и однородными дополнениями.
Объяснение:
6) Предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
A) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде в Канаде.
(нарушение связи между подлежащим и сказуемым)
__
Корректно: Хочется поздравить всех, кто победил на олимпиаде в Канаде.
7) Правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь ( ) и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.
A) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.