Однажды к нам в школу пришел ветеран Великой Отечественной войны. Это был уже очень пожилой человек, он говорил тихо, и ребетня, сидевшая в классе, начала шуметь, думая, что рассказ будет неинтересным. Дедушка выдержал паузу, оглядел нас своим спокойным взглядом протянул вперед руку и разжал кулак. Класс замер. В руке у него была старая пуля. Мы притихли, а кто-то смелый с что это за пуля.
Дедушка поведал нам о том, что во время войны каждая десятая пуля была вылита из свинца, добытогов Казахстане. Мы узнали, что во время войны казахстанцы проявляли мужество не только на фронте, но и в тылу. Городские жители работали на заводах, не останавливая производство ни на секунду, обеспечивая фронт всем необходимым. Сельчане от мала до велика работали на земле, ухаживали за скотом, часто голодая, чтобы обеспечить в первую очередь тех, кто был на линии огня.
На территории нашей республики не было боев, но каждый день совершали подвиги труженики тыла. Каждый казахстанец внес свой вклад в долгожданную победу.
Неоценим вклад казахстанцев в победу. Славен народ, сумевший выстоять в годы лишений, принять на свою землю семьи переселенцев, объединиться против врага и оставить потомкам мирное небо и добрую память.
Когда тихий голос ветерана затих, я оглянул класс. Тишина. Как нам повезло, что эта встреча была в нашей жизни. Уходят ветераны, но мы будем знать и помнить.
1Выпишите из текста 5 глагольных словосочетаний
2Составьте по тексту свое предложение (одно), используя причастный или деепричастный оборот.
Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то
свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями.
И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе
большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции.
Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также
спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое,
плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как
птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение
того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.
Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он
так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку,
находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется
скалистый берег.