Олег Романенко, сегодня в 17:43
1. Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены).
1) Лодка повернула боком и совсем приблизилась к берегу.
2) Под амбаром под навесом в сарае возле плетней спали казаки.
3) Жалобный плач слышался то за окном то под крышей.
4) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.
2. Установите соответствие между термином и его определением,
результаты запишите в таблицу:
термин определение
А) сказуемое 1) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Б) дополнение 2) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отве-чающий на во о месте, времени, причине, цели, образе действия.
В) определение 3) главный член двусоставного предложения, который обознача¬ет действие.
Г) обстоятельство 4) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
А Б В Г
3. Выберите предложение, в котором определение обособляется.
1) Радостный он пошел навстречу родителям.
2) Красочный пейзаж открывался их усталым взглядам.
3) Озорная Маша весь вечер придумывала новую шутку.
4) Странный путник по разрешения остаться на ночлег.
4. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пётр (1) улыбаясь (2) шёл по улице (3) глядя на березки (4) украшенные молодой зеленью.
1) 1,4 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
5. Укажите предложение, в котором нет вводных конструкций (знаки
препинания не расставлены).
1) К счастью меня никто не заметил.
2) Посуда бьётся к счастью.
3) К сожалению он не успел вовремя.
4) Болезнь казалось с каждым днем все более отступала.
6. Определите тип связи слов в словосочетании «красота музыки», работая по данному алгоритму.
Алгоритм работы
Найдите главное и зависимое слово.
Посмотрите, чем выражено зависимое слово. Если это наречие, деепричастие, категория состояния, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного, то тип связи – примыкание.
Измените главное слово и посмотрите, как ведет себя зависимое. Если зависимое меняется вместе с главным и согласуется с ним в роде, числе и падеже, то тип связи – согласование. Если зависимое слово не меняется и остается в той же форме, но это изменяемая часть речи, то тип связи – управление.
7. Распределите предложения на три группы: 1) предложения с однородными членами, 2) предложения с обособленными членами, 3) предложения с уточняющими членами (знаки препинания в предложениях не расставлены).
А) Там на горизонте было видно расплывающееся пятно.
Б) Холод плавный бег саней и тишина улиц постепенно перебили тоску.
В) Небо раздираемое молниями дрожала.
Г) Шелест листьев звёзды тёплый запах земли всё напомнило ему о доме.
Д) Пробравшись к двери он постоял несколько минут молча..
Е) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосёнка.
Результаты запишите в таблицу:
1 2 3
8. Какое понятие является обобщающим для этих терминов? Запишите его.
Неопределенно-личное предложение, безличное предложение, назывное предложение, определенно-личное предложение.
9. Постройте схему данного предложения (знаки препинания не расставлены).
Дяденька захныкал Петя привычным голосом пропустите, мы живём тут недалеко
10. Перечислите общие черты для составного глагольного и составного именного сказуемого. Чем отличаются они друг от друга?
Прочитайте следующий текст и выполните задания 11, 12, 13.
(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.
(2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мнениями. (3) А если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. (4) Смогу мысленно собрать на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (5) Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
(6)Советую вам вас, уговариваю – попробуйте! (7
Олег Романенко, сегодня в 17:43
) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (8) Было же что-то такое в домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (9) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не об этом.
(ПО С.Львову)
11. Озаглавьте текст, выделите главную мысль
12. Составьте план текста.
13. Почему домашнее чтение вслух полезно
1. золоченая поверхность, проблема поставлена, неписаная субординация отчаянное положение, полированная мебель
2. златокованый ларец, нетесаные бревна, стена сложена, смотрел бессмысленно, стиранная в машине скатерть
3.путаница, свиной, серебряный, старинный, стеклянный
4. безветренный, длина отрезка, единомышленник, куриный,
масленица
5. письменность, ветреник, законный, продовольственный, пчелиный
6. мошенник, хозяйственный, комиссионный, именинник, лебединый
7. тыквенный, ветренный, дорога длинна, племенной, бессонница
8. улица пустынна, дружинник, искусственный, петушиный, полотняный
9. багряный, мелодия монотонна, собственник, реакционный, диковинный
10. конституционный, пудреница, пятитонный, собственный, львиный
11. написанное письмо, соленые грибы, поджаренный лук, пироги, печеные с луком, фаршированные яйца
12. домотканный коврик, неглаженый костюм, поношеный пиджак, смышленый ребенок, соленые бабушкой грибы
13. жареный в масле, тисненный золотом переплет, покрашенный пол, сожженн.ый документ, задача решена
14. скошеный, рваный, раненый в ногу боец, вязаный свитер,
сорванные цветы
15. священные книги, протопленная печь, лакированная мебель, стриженные в кружок волосы, обнародованный документ
16. крашеный карниз, подсушенное белье, беленные стены, желанная весть, уже ношенная вещь
17. гримированный артист, вязанный вручную свитер, скованные движения, глаженое белье, кованый сундук
18. патентованое средство, невиданнное бедствие, непуганый зверь, отвлеченное рассуждение, стреляный воробей
19. брошенное в землю зерно, свежезамороженные овощи, идея признана, заинтересованный разговор, неизведанные чувства
20. жареный картофель, краденые вещи, придуманная история, нечаянный, скроенный у портнихи пиджак
21. разбросанные вещи, глаженное мамой белье, ломаная линия, путаные следы, критикует обоснованно
22. некрашеные стены, погашенный свет, мощенная кирпичом дорога, тренированый спортсмен, свежеиспеченный хлеб
Відповідь:
1.Бежать высунув язык – очень быстро.
2.Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
3.Длинный язык – говорят, если человек болтун и любит рассказывать
чужие секреты.
4.Как корова языком слизала – про то, что быстро и бесследно исчезло.
5.Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
6.Наступить на язык – заставить замолчать.
7.Повесить язык на плечо – очень устать.
8.Попасть на язык – стать предметом пересудов.
9.Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания.
10.Развязать язык – побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить.
11.Распускать язык – не сдерживая себя, теряя над собой контроль,
проговариваться, говорить лишнее.
12.Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
13.Тянуть за язык – сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации.
14.Укоротить язык – заставить кого-либо замолчать, не давать говорить
дерзости, лишнее.
15.Чесать язык (чесать языком) – говорить зря, заниматься болтовней,
пустословить.
16.Чесать языки – сплетничать, злословить.
17.Черт дернул за язык – ненужное слово срывается с языка.
18.Язык без костей – говорят, если человек болтлив.
19.Язык заплетается – неясно рассказывать что-либо.
20.Язык к гортани прилип – неожиданно замолчать, перестать говорить.
21.Язык проглотить – замолчать, перестать говорить (нежелание говорить).
22.Язык хорошо подвешен – говорят про человека, который свободно,
бегло говорит.
Пояснення: