Оо , А ТО ДВОЙКУ СНОВА ПОЛУЧУ . С начало прочтите с картинке, а потом текст. × Надо, чтобы школьник с ранних лет слышал свою родную песню и привык воодушевляться при звуках её и чувствовать в себе кровь своего народа и всё то героическое и высокое, что таится в народной душе; надо, чтобы национальная песня сопровождала все торжественные моменты жизни школьника, чтобы он чувствовал потребность выразить свои чувства в те моменты, когда душа бывает полна, так, как это делает всякий нормально развивающийся народ - в народной песне, исполняемой хором, всем миром. B. Н. Сорока-Росинский ответить…
Разграничение понятий «культура языка» и «культура речи» связано с тем, что язык и речь представляют собой разные системы. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в чёткой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Эти понятия также разрабатывались в трудах российского учёного, академика Л. В. Щербы и его учеников. Под речью в современном языкознании понимается не только устная речь, но и письменная.
Язык– реально существующая, закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, внутренней целостностью и полифункциональностью. Язык является средством хранения и передачи информации.
Речь– воплощение, реализация языка. Язык обнаруживает себя в речи и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Язык – средство, орудие общения, а речь – производимый этим орудием вид общения. Речь вводит язык в контекст употребления. Важно отметить, что речь – это форма существования языка. Язык абстрактен. Речь конкретна.
Функции языка(обычно их выделяют четыре, хотя в определении функций языка нет единства):
1. Коммуникативная (передача информации, общение);
2. Конструктивная (формулирование мыслей);
3. Эмотивная (осуществление специфической формы эмоциональной коммуникации людей);
4. Воздействующая (побуждение адресата к какому-то действию или запрет каких-либо действий, привлечение к ответу на вопрос и т.п.).
Одной из важнейших функций считается коммуникативная. Назначение языка заключается в том, чтобы служить орудием общения, обмена мыслями. Но для того, чтобы эти мысли кому-то передать, их нужно сформулировать. С коммуникативной функцией тесно связана мыслеформирующая (конструктивная) функция. Говоря словами психолога Л. С. Выготского, «мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове». Языковед В. Гумбольдт называл язык «образующим органом мысли». Язык и мышление, действительно, тесно связаны между собой. Язык организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передаёт последующим поколениям. Мышление протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней речи, а при размышлении вслух в формах внешней речи.
Помимо основных (коммуникативной и конструктивной) исследователи подробно останавливаются и на других (частных) функциях: эмотивная (осуществление специфической формы эмоциональной коммуникации людей), воздействующая (влияние на разум адресата, выбор линии поведения). Вопросами воздействия говорящего на слушающего занимается и прагматика (область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи). Ведущие исследователи в области прагматики:
Джон Остин(британский философ XX века, внёсший вклад в разработку теории речевых актов);Чарльз Сэндерс Пирс(американский философ и логик, основоположник семиотики);Гуго (Хуго) Пол Грайс(американский философ, один из основоположников теории речевых актов, автор теории речевой кооперации и коммуникативного кодекса);Питер Фредерик Стросон(английский логик, философ, представитель лингвистической философии; ряд его работ посвящен философским вопросам семантики; отмечал, что исчисления высказываний недостаточно богаты для отражения свойств обыденного языка);Дж. Лич(лингвист, сформулировавший принцип вежливости как совокупность ма́ксим (речевых правил)).
Помимо выделенных функций языка (коммуникативная, конструктивная, эмотивная, воздействующая) иногда указываются и такие (например, Т. Б. Кудряшовой):
• констатирующая (служить для простого, нейтрального сообщения о факте (повествовательное предложение));
• экспрессивная (выражать (подбором слов и интонацией) личностное отношение говорящего, его настроения, эмоции); контактоустанавливающая (функция создания и поддержания контакта между собеседниками);
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).
Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
2. ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Специалисты разделяют причины на две группы:
1) органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
2) функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
Разграничение понятий «культура языка» и «культура речи» связано с тем, что язык и речь представляют собой разные системы. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в чёткой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Эти понятия также разрабатывались в трудах российского учёного, академика Л. В. Щербы и его учеников. Под речью в современном языкознании понимается не только устная речь, но и письменная.
Язык– реально существующая, закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, внутренней целостностью и полифункциональностью. Язык является средством хранения и передачи информации.
Речь– воплощение, реализация языка. Язык обнаруживает себя в речи и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Язык – средство, орудие общения, а речь – производимый этим орудием вид общения. Речь вводит язык в контекст употребления. Важно отметить, что речь – это форма существования языка. Язык абстрактен. Речь конкретна.
Функции языка(обычно их выделяют четыре, хотя в определении функций языка нет единства):
1. Коммуникативная (передача информации, общение);
2. Конструктивная (формулирование мыслей);
3. Эмотивная (осуществление специфической формы эмоциональной коммуникации людей);
4. Воздействующая (побуждение адресата к какому-то действию или запрет каких-либо действий, привлечение к ответу на вопрос и т.п.).
Одной из важнейших функций считается коммуникативная. Назначение языка заключается в том, чтобы служить орудием общения, обмена мыслями. Но для того, чтобы эти мысли кому-то передать, их нужно сформулировать. С коммуникативной функцией тесно связана мыслеформирующая (конструктивная) функция. Говоря словами психолога Л. С. Выготского, «мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове». Языковед В. Гумбольдт называл язык «образующим органом мысли». Язык и мышление, действительно, тесно связаны между собой. Язык организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передаёт последующим поколениям. Мышление протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней речи, а при размышлении вслух в формах внешней речи.
Помимо основных (коммуникативной и конструктивной) исследователи подробно останавливаются и на других (частных) функциях: эмотивная (осуществление специфической формы эмоциональной коммуникации людей), воздействующая (влияние на разум адресата, выбор линии поведения). Вопросами воздействия говорящего на слушающего занимается и прагматика (область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи). Ведущие исследователи в области прагматики:
Джон Остин(британский философ XX века, внёсший вклад в разработку теории речевых актов);Чарльз Сэндерс Пирс(американский философ и логик, основоположник семиотики);Гуго (Хуго) Пол Грайс(американский философ, один из основоположников теории речевых актов, автор теории речевой кооперации и коммуникативного кодекса);Питер Фредерик Стросон(английский логик, философ, представитель лингвистической философии; ряд его работ посвящен философским вопросам семантики; отмечал, что исчисления высказываний недостаточно богаты для отражения свойств обыденного языка);Дж. Лич(лингвист, сформулировавший принцип вежливости как совокупность ма́ксим (речевых правил)).Помимо выделенных функций языка (коммуникативная, конструктивная, эмотивная, воздействующая) иногда указываются и такие (например, Т. Б. Кудряшовой):
• констатирующая (служить для простого, нейтрального сообщения о факте (повествовательное предложение));
• экспрессивная (выражать (подбором слов и интонацией) личностное отношение говорящего, его настроения, эмоции); контактоустанавливающая (функция создания и поддержания контакта между собеседниками);
• эстетическая (функция эстетического воздействия);
1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).
Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
2. ПРИЧИНЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Специалисты разделяют причины на две группы:
1) органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
2) функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.