Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями и представляющих собой "молекулы" большого, сложного целого - лексико-фразеологической системы родного языка.
Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Так, выделяются определенные тематические классы, куда входят, например, слова, называющие конкретные бытовые предметы, и слова, которым соответствуют отвлеченные понятия. В числе первых легко выделить наименования одежды, мебели, посуды и т. д. Основанием для подобного объединения слов в группы служат не лингвистические характеристики, а сходство обозначаемых ими понятий.
Иные лексические группы формируются на чисто лингвистических основаниях. Например, лингвистические особенности слов позволяют сгруппировать их в части речи по лексико-семантическим и грамматическим признакам.
Лексикология устанавливает самые разнообразные отношения внутри различных лексических групп, составляющих номинативную систему языка. В самых общих чертах системные отношения в ней можно охарактеризовать следующим образом.
В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и под.). Такие системные отношения в группах слов, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими (гр. paradeigma - пример, образец).
Парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы. Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды, разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико-грамматические классы - части речи.
Лексико-семантические парадигмы в каждом языке достаточно устойчивы и не подвержены изменениям под влиянием контекста. Однако семантика конкретных слов может отражать особенности контекста, в чем также проявляются системные связи в лексике.
Одним из проявлений системных отношений слов является их соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями. Например, слово стеклянный может быть употреблено в сочетании со словами шар, стакан; возможны сочетания стеклянная банка (бутылка, посуда), даже стеклянная кастрюля (сковорода) - из огнеупорного стекла. Но невозможны - "стеклянная книга", "стеклянная котлета" и под., так как предметно-смысловые связи этих слов исключают взаимную сочетаемость. Нельзя также связать слова стеклянный и бежать, стеклянный и далеко: этому противится их грамматическая природа (прилагательное не может сочетаться с глаголом, обстоятельственным наречием). Лексической особенностью слова стеклянный является его к развитию переносных значений, что позволяет построить словосочетания волос стеклянный дым (Ес.), стеклянный взгляд. Слова, не обладающие такой огнеупорный, металлорежущий и под ), не допускают метафорического использования в речи. Возможности их сочетаемости `уже.
Системные связи, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом, называются синтагматическими (гр. syntagma - нечто соединенное). Они выявляются при соединении слов, т.е. в определенных лексических сочетаниях. Однако, отражая связь значений слов, а следовательно, и их системные связи в парадигмах, синтагматические отношения так же обусловлены лексической системой языка в целом. Особенности сочетаемости отдельных слов в значительной мере зависят от контекста, поэтому синтагматические связи в большей мере, чем парадигматические, подвержены изменениям, обусловленным содержанием речи. Так, лексическая синтагматика отражает изменение реалий (ср., например, стеклянная сковорода), расширение наших представлений об окружающем мире (ходить по луне), образную энергию языка (стеклянный дым волос).
Утренняя заря разгорается. Скоро луч солнца коснется верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. В багряном пламени развевается флаг над лагерем. По зову горниста юные обитатели лагеря поднимаются, аккуратно застеляют свои постели, собираются на спортивной площадке и готовятся к зарядке. По команде «рвняйсь!» как бы замерает и зарядка начинается.
В воздухе мелькают загорелые руки, коротко стриженые головы ритмично наклоняются, а кончики пальцев рук касаются земли. После зарядки дети врассыпную бегут к озеру, оглашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умеющие плавать, купаются у самого берега, а умелые пловцы добираются до плавучего плота с шумом, но услышав запрещение вожатого нехотя возвращаются.
После купания рекомендуется растянуться полотенцем: обтерание укрепляет и закалывает тело. А какой аппетит развивается после купания! Каким необычайно вкусным кажется печеный картофель, но особенно вкусные оладьи, если макать их в сметану.
В данном отрывке текста приведены предложения, которые описывают утреннее пробуждение и начало дня в детском лагере. Зарядка является одной из первых активностей, которую дети выполняют после пробуждения. Зарядка помогает им растянуться и подготовиться к активным занятиям на свежем воздухе в течение дня.
Затем дети отправляются к озеру для купания. Возникает разделение между теми, кто умеет плавать и теми, кто не умеет. Те, кто не умеет плавать, остаются на берегу, а умелые пловцы отправляются на плавучий плот для более глубокого плавания.
После купания дети обтираются полотенцем, что помогает укрепить и закалить их тело. Затем растущий аппетит заставляет их насладиться вкусом печеного картофеля и особенно оладий, особенно если они макают их в сметану.
Нужно обратить внимание на правильную орфографию слов и использование запятых для разделения предложений и членений текста. В данном отрывке текста есть несколько ошибок в написании слов, таких как "зарядка" и "оладьи". Также в тексте имеются пропущенные буквы, которые легко можно исправить для лучшего понимания текста.
Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями и представляющих собой "молекулы" большого, сложного целого - лексико-фразеологической системы родного языка.
Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Так, выделяются определенные тематические классы, куда входят, например, слова, называющие конкретные бытовые предметы, и слова, которым соответствуют отвлеченные понятия. В числе первых легко выделить наименования одежды, мебели, посуды и т. д. Основанием для подобного объединения слов в группы служат не лингвистические характеристики, а сходство обозначаемых ими понятий.
Иные лексические группы формируются на чисто лингвистических основаниях. Например, лингвистические особенности слов позволяют сгруппировать их в части речи по лексико-семантическим и грамматическим признакам.
Лексикология устанавливает самые разнообразные отношения внутри различных лексических групп, составляющих номинативную систему языка. В самых общих чертах системные отношения в ней можно охарактеризовать следующим образом.
В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и под.). Такие системные отношения в группах слов, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими (гр. paradeigma - пример, образец).
Парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы. Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды, разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико-грамматические классы - части речи.
Лексико-семантические парадигмы в каждом языке достаточно устойчивы и не подвержены изменениям под влиянием контекста. Однако семантика конкретных слов может отражать особенности контекста, в чем также проявляются системные связи в лексике.
Одним из проявлений системных отношений слов является их соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями. Например, слово стеклянный может быть употреблено в сочетании со словами шар, стакан; возможны сочетания стеклянная банка (бутылка, посуда), даже стеклянная кастрюля (сковорода) - из огнеупорного стекла. Но невозможны - "стеклянная книга", "стеклянная котлета" и под., так как предметно-смысловые связи этих слов исключают взаимную сочетаемость. Нельзя также связать слова стеклянный и бежать, стеклянный и далеко: этому противится их грамматическая природа (прилагательное не может сочетаться с глаголом, обстоятельственным наречием). Лексической особенностью слова стеклянный является его к развитию переносных значений, что позволяет построить словосочетания волос стеклянный дым (Ес.), стеклянный взгляд. Слова, не обладающие такой огнеупорный, металлорежущий и под ), не допускают метафорического использования в речи. Возможности их сочетаемости `уже.
Системные связи, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом, называются синтагматическими (гр. syntagma - нечто соединенное). Они выявляются при соединении слов, т.е. в определенных лексических сочетаниях. Однако, отражая связь значений слов, а следовательно, и их системные связи в парадигмах, синтагматические отношения так же обусловлены лексической системой языка в целом. Особенности сочетаемости отдельных слов в значительной мере зависят от контекста, поэтому синтагматические связи в большей мере, чем парадигматические, подвержены изменениям, обусловленным содержанием речи. Так, лексическая синтагматика отражает изменение реалий (ср., например, стеклянная сковорода), расширение наших представлений об окружающем мире (ходить по луне), образную энергию языка (стеклянный дым волос).
В воздухе мелькают загорелые руки, коротко стриженые головы ритмично наклоняются, а кончики пальцев рук касаются земли. После зарядки дети врассыпную бегут к озеру, оглашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умеющие плавать, купаются у самого берега, а умелые пловцы добираются до плавучего плота с шумом, но услышав запрещение вожатого нехотя возвращаются.
После купания рекомендуется растянуться полотенцем: обтерание укрепляет и закалывает тело. А какой аппетит развивается после купания! Каким необычайно вкусным кажется печеный картофель, но особенно вкусные оладьи, если макать их в сметану.
В данном отрывке текста приведены предложения, которые описывают утреннее пробуждение и начало дня в детском лагере. Зарядка является одной из первых активностей, которую дети выполняют после пробуждения. Зарядка помогает им растянуться и подготовиться к активным занятиям на свежем воздухе в течение дня.
Затем дети отправляются к озеру для купания. Возникает разделение между теми, кто умеет плавать и теми, кто не умеет. Те, кто не умеет плавать, остаются на берегу, а умелые пловцы отправляются на плавучий плот для более глубокого плавания.
После купания дети обтираются полотенцем, что помогает укрепить и закалить их тело. Затем растущий аппетит заставляет их насладиться вкусом печеного картофеля и особенно оладий, особенно если они макают их в сметану.
Нужно обратить внимание на правильную орфографию слов и использование запятых для разделения предложений и членений текста. В данном отрывке текста есть несколько ошибок в написании слов, таких как "зарядка" и "оладьи". Также в тексте имеются пропущенные буквы, которые легко можно исправить для лучшего понимания текста.