Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.
Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.
Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.
Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает,«мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.
Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка»,«взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.
«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.
Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играютолицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).
Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.
1. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит (М. Лермонтов). (3 простых предложения) 2. Хаджи Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью (Л. Толстой). ( 3 прост. предл.) 3. Около полудня небо насупилось, надвигалась темная туча, и под веселые раскаты грома зашумел ливень (В. Короленко). (3 прост. предл.) 4. Под навесом перед саклей послышались шаги, дверь скрипнула, и вошел хозяин (Л. Толстой). (3 пр. пр.) 5. Он на допрос не отвечал и с каждым днем приметно вял, и близок стал его конец (М. Лермонтов). (2 пр. пр.) 6. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду (К. Паустовский). (4 пр. пр.) 7. Идет по деревьям, шагает, трещит по замерзлой воде, и яркое солнце играет в косматой его бороде (Н. Некрасов). (2 пр. пр.) 8. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться звуки, голоса, и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею (И. Тургенев). (4 пр. пр.) 9. Дул жестокий ветер, мутные валы ходили по всему пруду, мутное небо отражалось в них, камыши высохли, пожелтели волны, и ветер трепали их со всех сторон, и они грустно и глухо шумели (С. Аксаков). (7 пр. пр.) 10. Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (В. Короленко). (3 пр. пр.) 11. И в тайге Макар плакал, и слезы мерзли у него на ресницах, и от горя холод проникал до самого сердца (В. Короленко). (3 пр. пр.) 12. В давно забытые времена быть может так же на кургане чернела конная фигура и носился орлиный клекот, и рыскал степной зверь, и смутно волновался седой ковыль, и вольно над степным простором неслись победные гортанные крики (А. Серафимович). (5 пр. пр.) 13. В два пальца по-боцмански ветер свистит, и тучи сколочены плотно. И ерзает руль, и обшивка трещит, и забраны в рифы полотна (Э. Багрицкий). (2 пр. пр. и 3 пр. пр.) 14. За колесами медленно и солидно трогались солидные валы, внутри мельницы начинали грохотать шестерни, шуршали жернова, и белая мучная пыль целыми тучами поднималась из щелей старого–престарого мельничного здания (В. Короленко). ( 4 пр. пр.) 15. Дожди и ветры прогудели, дрожал в ознобе старый океан, береговые раковины пели, и чайки легкие неслись в туман (Э. Багрицкий). 16. Горячим ветром тянет с Перекопа, гудит пожар, и пушки голосят (Э. Багрицкий). 17. Фронт совсем недалеко, и в медсанбат везут и тяжело, и легко раненных бойцов (Н. Вирта).
Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.
Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.
Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.
Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает,«мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.
Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка»,«взвивается до потолка»), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.
«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.
Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играютолицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).
Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.
2. Хаджи Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью (Л. Толстой). ( 3 прост. предл.)
3. Около полудня небо насупилось, надвигалась темная туча, и под веселые раскаты грома зашумел ливень (В. Короленко). (3 прост. предл.)
4. Под навесом перед саклей послышались шаги, дверь скрипнула, и вошел хозяин (Л. Толстой). (3 пр. пр.)
5. Он на допрос не отвечал и с каждым днем приметно вял, и близок стал его конец (М. Лермонтов). (2 пр. пр.)
6. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду (К. Паустовский). (4 пр. пр.)
7. Идет по деревьям, шагает, трещит по замерзлой воде, и яркое солнце играет в косматой его бороде (Н. Некрасов). (2 пр. пр.)
8. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться звуки, голоса, и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею (И. Тургенев). (4 пр. пр.)
9. Дул жестокий ветер, мутные валы ходили по всему пруду, мутное небо отражалось в них, камыши высохли, пожелтели волны, и ветер трепали их со всех сторон, и они грустно и глухо шумели (С. Аксаков). (7 пр. пр.)
10. Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (В. Короленко). (3 пр. пр.)
11. И в тайге Макар плакал, и слезы мерзли у него на ресницах, и от горя холод проникал до самого сердца (В. Короленко). (3 пр. пр.)
12. В давно забытые времена быть может так же на кургане чернела конная фигура и носился орлиный клекот, и рыскал степной зверь, и смутно волновался седой ковыль, и вольно над степным простором неслись победные гортанные крики (А. Серафимович). (5 пр. пр.)
13. В два пальца по-боцмански ветер свистит, и тучи сколочены плотно. И ерзает руль, и обшивка трещит, и забраны в рифы полотна (Э. Багрицкий). (2 пр. пр. и 3 пр. пр.)
14. За колесами медленно и солидно трогались солидные валы, внутри мельницы начинали грохотать шестерни, шуршали жернова, и белая мучная пыль целыми тучами поднималась из щелей старого–престарого мельничного здания (В. Короленко). ( 4 пр. пр.)
15. Дожди и ветры прогудели, дрожал в ознобе старый океан, береговые раковины пели, и чайки легкие неслись в туман (Э. Багрицкий).
16. Горячим ветром тянет с Перекопа, гудит пожар, и пушки голосят (Э. Багрицкий).
17. Фронт совсем недалеко, и в медсанбат везут и тяжело, и легко раненных бойцов (Н. Вирта).