По мнению специалистов, наука этимология выясняет закономерности фонетических соответствий в разных языках; на разном этапе развития языка определяет изменения в фонетическом, лексическом и семантическом составе слова; объясняет особенности развития словообразовательной структуры слова; устанавливает особенности бытования слов в языке (как вошло в язык, откуда возникло, какие периоды пережило).Выясняя происхождение слов, их историю, этимология черпает данные и из других наук – археологии, истории, этнографии. Комплекс этимологических сведений о происхождении слова позволяет строить гипотезы об исторических и культурных ценностях того периода.Ученые-этимологи условно делят науку на 2 состава: один включает в себя само определение «этимология», данное во всех словарях и учебниках, а второй – это так называемая «ложная» или «народная» этимология. Такое понятие возникло в устной речи, когда говорящий, услышав новое слово, вольно или невольно пытался сопоставить его с известной ему лексикой, изменяя звуковой обмен слова. Народная этимология произошла на основе «переделывания» родных или заимствованных слов по образцам близких по звучанию слов родного языка на основе случайного звукового совпадения (например, sale – «грязный», послужило источником для возникновения прилагательного «сальный»).Изучая этимологические значения слов, ученики параллельно повышают свою орфографическую грамотность (например, часто можно встретить написание слова «винтилятор» - от слова «винт», «спортакиада» - от слова «спорт» и т.д.). Такие ошибки встречаются у школьников, не знающих происхождение данных слов.С этимологического анализа можно установить первоначальные структуру и значение, прежние словообразовательные связи (например, глагол «маячить» этимологически образован от существительного «маяк», а само слово «маяк» исторически образовано от древнерусского глагола «маять» в значении «махать» с суффикса –к-).