I. Опознавательные признаки орфограмм. Дефис 1. Выработка орфографической зоркости. 2. Умение обнаруживать "сигнал опасности". II. Условия выбора дефисного написания разных частей речи: 1. Имя существительное: а) сущ. с пол- (пол-яблока, пол-Москвы, пол-лимона), б) сложные сущ., с некоторыми иноязычными элементами (унтер- , обер- и лейб- и др.), в) сложные сущ., обозначающие промежуточные части света (юго-запад, норд-ост и т.д.), г) составные фамилии и некоторые географические названия (Нью-Йорк,Новиков- Прибой и др.), д) некоторые названия растений, городов и т.д., в которые входят союзы, предлоги, частицы (иван-да-марья, Ростов-на-Дону т др.). 2. Имя прилагательное: а) сложные прилагательные, образованные от сущ., пишущихся через дефис (юго-западный и др.), б) сложные прилагательные, между частями которых можно поставить союзы и; но; не только..., но и (выпукло-вогнутый, кисло-сладкий и др.), в) сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бледно-розовый и др.). 3. Местоимение: а) местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь (кто-то и др.), б) местоимения с приставкой кое- (кое-кто и др.). 4. Наречия: а) наречия с приставкой по- на - ому, -ему, -ки, -ьи (по-птичьи и др.), б) наречия с приставкой в-(во-), образованные от порядковых числительных (во-первых и др.), в) неопределенные наречия с - то, -либо, -нибудь, кое- (кое-где и др.) г) сложные наречия, образованные с повтора одного и того же слова или той же основы (крест-накрест, давно-давно и др.) III Вывод 1. Обобщение сказанного (Таким образом, необходимо быть особенно внимательным при написание сложных частей речи... и т.д.). 2. Слова-исключения; слова, которые нужно запомнить (Необходимо помнить, что среди сложных слов есть слова-исключения и т.д. ). 3. Обращение к словарям и справочникам (При необходимости нужно обращаться к словарям...). То, что написано в скобках, писать в плане не нужно. Это подсказки для сообщения, т.е. о чем нужно говорить.
На картине Г. Г. Мясоедова «Косцы (Страдная пора)» изображено ржаное поле, на котором крестьяне косят рожь. Вдалеке это поле сходится с небом. Природа изображена с величественной красотой. Жаркий полдень пропитан летним зноем, который пронизывает всё пространство. Как писал А. А. Фет:.
Зреет рожь под жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.
Бескрайнее ржаное поле, как бесконечное пространство, торжественно красиво и необыкновенно изображено на картине. Солнечные лучи освещают все поле. Высокие колосья падают после каждого взмаха косарей. В поле белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко стоит высокий репейник.
Небо светлое и ясное. Легкие облака медленно проплывают по ясному небу над морем золотой ржи. На горизонте небо покрыто небольшой дымкой:
Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.
На картине изображены крестьяне, которые косят рожь. Первым показан могучий старик с широкой седой бородой. Русые с сединой волосы придерживает венок из золотых колосьев. Спокойное сосредоточенное лицо и суровый взгляд из-под кустистых бровей подчеркивают трудолюбие крестьянина. Он одет в длинную синюю широкую рубаху: Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!
Позади старика изображен широкоплечий крестьянин в белой рубахе, который мощно и уверенно машет косой. Далее – молодой кудрявый юноша в красной рубахе, для которого нелегок этот покос. Но он старается не отставать от старших. Женщины – крестьянки сгребают скошенную рожь и вяжут ее в снопы. Они трудятся наравне с мужчинами.
Труд крестьян начинается с раннего утра и продолжается до позднего вечера. Каждый крестьянин убежден в важности происходящего и осознает собственную значимость в общем деле. Сбор урожая – необходимый и радостный труд для крестьян.
Картина передает светлое и радостное настроение. Золотое поле и ясное голубое небо создают яркие впечатления. Художник воспевает и поэтизирует крестьянский труд, показывает его красоту и величие.
1. Выработка орфографической зоркости.
2. Умение обнаруживать "сигнал опасности".
II. Условия выбора дефисного написания разных частей речи:
1. Имя существительное:
а) сущ. с пол- (пол-яблока, пол-Москвы, пол-лимона),
б) сложные сущ., с некоторыми иноязычными элементами (унтер- , обер- и лейб- и др.),
в) сложные сущ., обозначающие промежуточные части света (юго-запад, норд-ост и т.д.),
г) составные фамилии и некоторые географические названия (Нью-Йорк,Новиков- Прибой и др.),
д) некоторые названия растений, городов и т.д., в которые входят союзы, предлоги, частицы (иван-да-марья, Ростов-на-Дону т др.).
2. Имя прилагательное:
а) сложные прилагательные, образованные от сущ., пишущихся через дефис (юго-западный и др.),
б) сложные прилагательные, между частями которых можно поставить союзы и; но; не только..., но и (выпукло-вогнутый, кисло-сладкий и др.),
в) сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бледно-розовый и др.).
3. Местоимение:
а) местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь (кто-то и др.),
б) местоимения с приставкой кое- (кое-кто и др.).
4. Наречия:
а) наречия с приставкой по- на - ому, -ему, -ки, -ьи (по-птичьи и др.),
б) наречия с приставкой в-(во-), образованные от порядковых числительных (во-первых и др.),
в) неопределенные наречия с - то, -либо, -нибудь, кое- (кое-где и др.)
г) сложные наречия, образованные с повтора одного и того же слова или той же основы (крест-накрест, давно-давно и др.)
III Вывод
1. Обобщение сказанного (Таким образом, необходимо быть особенно внимательным при написание сложных частей речи... и т.д.).
2. Слова-исключения; слова, которые нужно запомнить (Необходимо помнить, что среди сложных слов есть слова-исключения и т.д. ).
3. Обращение к словарям и справочникам (При необходимости нужно обращаться к словарям...).
То, что написано в скобках, писать в плане не нужно. Это подсказки для сообщения, т.е. о чем нужно говорить.
Зреет рожь под жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Бескрайнее ржаное поле, как бесконечное пространство, торжественно красиво и необыкновенно изображено на картине. Солнечные лучи освещают все поле. Высокие колосья падают после каждого взмаха косарей. В поле белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко стоит высокий репейник.
Небо светлое и ясное. Легкие облака медленно проплывают по ясному небу над морем золотой ржи. На горизонте небо покрыто небольшой дымкой:
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
На картине изображены крестьяне, которые косят рожь. Первым показан могучий старик с широкой седой бородой. Русые с сединой волосы придерживает венок из золотых колосьев. Спокойное сосредоточенное лицо и суровый взгляд из-под кустистых бровей подчеркивают трудолюбие крестьянина. Он одет в длинную синюю широкую рубаху:
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Позади старика изображен широкоплечий крестьянин в белой рубахе, который мощно и уверенно машет косой. Далее – молодой кудрявый юноша в красной рубахе, для которого нелегок этот покос. Но он старается не отставать от старших. Женщины – крестьянки сгребают скошенную рожь и вяжут ее в снопы. Они трудятся наравне с мужчинами.
Труд крестьян начинается с раннего утра и продолжается до позднего вечера. Каждый крестьянин убежден в важности происходящего и осознает собственную значимость в общем деле. Сбор урожая – необходимый и радостный труд для крестьян.
Картина передает светлое и радостное настроение. Золотое поле и ясное голубое небо создают яркие впечатления. Художник воспевает и поэтизирует крестьянский труд, показывает его красоту и величие.