Сначала нарисуем схему, которая поможет нам лучше понять причину и следствие в данном предложении:
(схема):
считается, что зима вступает в свои права
--------------»---------------------------------«--------------
| |
| Начало ноября |
| |
(необходимый период для того, чтобы зима вступила в свои права)
Теперь поговорим о придаточных предложениях.
Первое предложение: "хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября". Здесь мы видим союз "хотя", который обозначает противоположность между двумя мыслями.
"Считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября" - это основное предложение.
Второе предложение: "возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца". Здесь мы видим союз "и", который указывает на соединение двух однотипных мыслей.
"Возвращение тепла случается" - это основное предложение.
"В третьей декаде месяца" - это придаточное предложение, которое дополняет предыдущую мысль.
Теперь объясним пошагово, как мы получили ответ:
1. В предложении есть две части: первая часть говорит о том, что зима считается начинающейся в начале ноября. Вторая часть говорит о том, что тепло возвращается в третьей декаде месяца.
2. Мы связываем эти две мысли союзом "хотя", так как они противоречат друг другу.
3. Первая часть предложения является основным предложением, так как она передает основную информацию.
4. Вторая часть предложения является придаточным предложением, так как она дополняет или уточняет предыдущую мысль.
Надеюсь, это объяснение помогло вам понять, как разобраться в данном вопросе. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать их!
1. спишите предложения. поставьте глаголы, стоящие в скобках, в форме настоящего времени. определите их спряжение, лицо. подчеркните окончания.
1. мы (смотреть и любоваться) этой замечательной картиной.
Мы смотрим и любуемся этой замечательной картиной.
Глаголы "смотреть" и "любоваться" относятся к I спряжению, 1 лицу, окончания "им" и "имся" соответственно.
2. чуть-чуть (дышать) теплый ветерок и слегка (колыхать) листья на деревьях.
Чуть-чуть дышит теплый ветерок и слегка колышутся листья на деревьях.
Глаголы "дышать" и "колыхать" относятся к I спряжению, 3 лицу, окончания "ит" и "ятся" соответственно.
3. мы (бороться и добиваться) счастливой жизни для всех.
Мы боремся и добиваемся счастливой жизни для всех.
Глаголы "бороться" и "добиваться" относятся к II спряжению, 1 лицу, окончания "им" и "имся" соответственно.
4. часто ли ты (писать) письма брату?
Часто ли ты пишешь письма брату?
Глагол "писать" относится к I спряжению, 2 лицу, окончание "ишь".
5. к зиме этот дом (построить).
К зиме этот дом будет построен.
Глагол "построить" относится к I спряжению, 3 лицу, окончание "ет".
6. он (смотреть и не видеть), что делается кругом.
Он смотрит и не видит, что делается кругом.
Глаголы "смотреть" и "видеть" относятся к I спряжению, 3 лицу, окончания "ит" и "ит" соответственно.
7. ветер (гнать) стаи туч на север.
Ветер гонит стаи туч на север.
Глагол "гнать" относится к II спряжению, 3 лицу, окончание "ит".
2. образуйте от ниже глаголов форму несовершенного вида 1-го лица единственного числа.
образец: усвоить — усваиваю.
застроить — застраиваю
засеять — засеваю
затеять — затеваю
надеть — надеваю
вышить — вышиваю
обстрелять — обстреливаю
одолеть — одолеваю
воспеть — воспеваю
согреть — согреваю
застрять — застреваю
затмить — затмеваю
подытожить — подытоживаю
раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.
1. я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий.
Я хотел бы убедить вас в необходимости дополнительных занятий.
2. если я не экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.
Если я не сдам экзамен, то окажусь в неприятном положении.
3. без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство.
Без специального компьютерного стола я скорее всего испытаю неудобство.
4. я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).
Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я выиграю.
4. раскройте скобки, выбрав одну из форм. выбор мотивируйте.
1. развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс.
Развитие науки обусловливает технический прогресс.
Форма "обусловливает" является правильной, так как глагол "обусловливать" относится к II спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "т".
2. обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета.
Обычно мы старались приурочить свой отпуск к началу лета.
Форма "приурочить" является правильной, так как глагол "приурочивать" относится к I спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ть".
3. при подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном.
При подготовке к занятиям необходимо сосредоточить внимание на главном.
Форма "сосредоточить" является правильной, так как глагол "сосредотачивать" относится к I спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ть".
4. за применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.
За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз удостоивался высоких наград.
Форма "удостаивался" является правильной, так как глагол "удостаиваться" относится к II спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ся".
тест по теме "употребление глаголов"
1. от каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
Глагол "бежать" относится к III спряжению и не имеет формы 1-го лица настоящего или будущего времени.
2. какая из форм глагола является только разговорной?
г) уполномачивать
Форма "уполномачивать" является только разговорной, остальные формы считаются книжными.
3. в каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
в) езжай
Форма "езжай" является правильной формой повелительного наклонения глагола "ехать".
4. укажите глаголы со значением «говорение, речь».
а) утвердиться (во мнении)
Глагол "утвердиться" не имеет значения «говорение, речь».
б) проговорил (шёпотом)
Глагол "проговорил" имеет значение «говорение, речь».
в) декламировал (стихотворение)
Глагол "декламировал" имеет значение «говорение, речь».
5. укажите глаголы со значением «умственная деятельность».
а) воображать
Глагол "воображать" имеет значение «умственная деятельность».
б) сопоставлять
Глагол "сопоставлять" имеет значение «умственная деятельность».
в) пробовать
Глагол "пробовать" не имеет значения «умственная деятель
Сначала нарисуем схему, которая поможет нам лучше понять причину и следствие в данном предложении:
(схема):
считается, что зима вступает в свои права
--------------»---------------------------------«--------------
| |
| Начало ноября |
| |
(необходимый период для того, чтобы зима вступила в свои права)
Теперь поговорим о придаточных предложениях.
Первое предложение: "хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября". Здесь мы видим союз "хотя", который обозначает противоположность между двумя мыслями.
"Считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября" - это основное предложение.
Второе предложение: "возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца". Здесь мы видим союз "и", который указывает на соединение двух однотипных мыслей.
"Возвращение тепла случается" - это основное предложение.
"В третьей декаде месяца" - это придаточное предложение, которое дополняет предыдущую мысль.
Теперь объясним пошагово, как мы получили ответ:
1. В предложении есть две части: первая часть говорит о том, что зима считается начинающейся в начале ноября. Вторая часть говорит о том, что тепло возвращается в третьей декаде месяца.
2. Мы связываем эти две мысли союзом "хотя", так как они противоречат друг другу.
3. Первая часть предложения является основным предложением, так как она передает основную информацию.
4. Вторая часть предложения является придаточным предложением, так как она дополняет или уточняет предыдущую мысль.
Надеюсь, это объяснение помогло вам понять, как разобраться в данном вопросе. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать их!
1. мы (смотреть и любоваться) этой замечательной картиной.
Мы смотрим и любуемся этой замечательной картиной.
Глаголы "смотреть" и "любоваться" относятся к I спряжению, 1 лицу, окончания "им" и "имся" соответственно.
2. чуть-чуть (дышать) теплый ветерок и слегка (колыхать) листья на деревьях.
Чуть-чуть дышит теплый ветерок и слегка колышутся листья на деревьях.
Глаголы "дышать" и "колыхать" относятся к I спряжению, 3 лицу, окончания "ит" и "ятся" соответственно.
3. мы (бороться и добиваться) счастливой жизни для всех.
Мы боремся и добиваемся счастливой жизни для всех.
Глаголы "бороться" и "добиваться" относятся к II спряжению, 1 лицу, окончания "им" и "имся" соответственно.
4. часто ли ты (писать) письма брату?
Часто ли ты пишешь письма брату?
Глагол "писать" относится к I спряжению, 2 лицу, окончание "ишь".
5. к зиме этот дом (построить).
К зиме этот дом будет построен.
Глагол "построить" относится к I спряжению, 3 лицу, окончание "ет".
6. он (смотреть и не видеть), что делается кругом.
Он смотрит и не видит, что делается кругом.
Глаголы "смотреть" и "видеть" относятся к I спряжению, 3 лицу, окончания "ит" и "ит" соответственно.
7. ветер (гнать) стаи туч на север.
Ветер гонит стаи туч на север.
Глагол "гнать" относится к II спряжению, 3 лицу, окончание "ит".
2. образуйте от ниже глаголов форму несовершенного вида 1-го лица единственного числа.
образец: усвоить — усваиваю.
застроить — застраиваю
засеять — засеваю
затеять — затеваю
надеть — надеваю
вышить — вышиваю
обстрелять — обстреливаю
одолеть — одолеваю
воспеть — воспеваю
согреть — согреваю
застрять — застреваю
затмить — затмеваю
подытожить — подытоживаю
раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.
1. я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий.
Я хотел бы убедить вас в необходимости дополнительных занятий.
2. если я не экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.
Если я не сдам экзамен, то окажусь в неприятном положении.
3. без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство.
Без специального компьютерного стола я скорее всего испытаю неудобство.
4. я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).
Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я выиграю.
4. раскройте скобки, выбрав одну из форм. выбор мотивируйте.
1. развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс.
Развитие науки обусловливает технический прогресс.
Форма "обусловливает" является правильной, так как глагол "обусловливать" относится к II спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "т".
2. обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета.
Обычно мы старались приурочить свой отпуск к началу лета.
Форма "приурочить" является правильной, так как глагол "приурочивать" относится к I спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ть".
3. при подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном.
При подготовке к занятиям необходимо сосредоточить внимание на главном.
Форма "сосредоточить" является правильной, так как глагол "сосредотачивать" относится к I спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ть".
4. за применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.
За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз удостоивался высоких наград.
Форма "удостаивался" является правильной, так как глагол "удостаиваться" относится к II спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ся".
тест по теме "употребление глаголов"
1. от каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
Глагол "бежать" относится к III спряжению и не имеет формы 1-го лица настоящего или будущего времени.
2. какая из форм глагола является только разговорной?
г) уполномачивать
Форма "уполномачивать" является только разговорной, остальные формы считаются книжными.
3. в каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
в) езжай
Форма "езжай" является правильной формой повелительного наклонения глагола "ехать".
4. укажите глаголы со значением «говорение, речь».
а) утвердиться (во мнении)
Глагол "утвердиться" не имеет значения «говорение, речь».
б) проговорил (шёпотом)
Глагол "проговорил" имеет значение «говорение, речь».
в) декламировал (стихотворение)
Глагол "декламировал" имеет значение «говорение, речь».
5. укажите глаголы со значением «умственная деятельность».
а) воображать
Глагол "воображать" имеет значение «умственная деятельность».
б) сопоставлять
Глагол "сопоставлять" имеет значение «умственная деятельность».
в) пробовать
Глагол "пробовать" не имеет значения «умственная деятель