Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. Запишите ответ. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
(4)— Добуду... — обещает старик.
(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
(8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
(9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.
(10)Тот, как тень, полз за хозяином... (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился...
(16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
(20)— Гляди, как драпанул... — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!
Установите соответствие между предложениями и их характеристикой (знаки препинания в предложениях не расставлены)
1 - простое предложение
2 - сложное предложение
1 - Каждый народ живёт среди других народов.
1 - Обычно он поддерживает с ними многообразные связи: торговые, промышленно-экономические, культурные.
1 - Следствие этих связей - влияние народов друг на друга.
2 - Чем устойчивее и длительнее связи, тем глубже влияние.
1 - Я шел по широкой улице, не смотря на проходящих мимо людей.
2 - Хотя похолодало, все вокруг жило, пело, росло.
2 - Маша училась рисовать а Коля ‒ танцевать.
1 - Мне нравилось ходить по лесу, рассматривая могучие деревья, или сидеть где-нибудь возле муравейника, пытаясь разобраться в жизни этого маленького сложного мирка.
Обособленные члены предложения /…/
(+ объяснение знаков препинания)
1. /Кроме города Окурова/, на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Г.).
(обособленное дополнение)
__
2. Её глаза,1 /то широко раскрытые и светлые и радостные/,2
/как день/,3 /то полузастланные ресницами и глубокие и тёмные/,4
/как ночь/,5 так и стояли перед его глазами (Тургенев).
(1-я, 3-я запятые выделяют согласованные обособленные определения;
2-я, 4-я, 5-я – обособленные определения, выраженные сравнительными оборотами)
__
3. Купфер,1 /как один из распорядителей/,2 /с белым бантом на обшлаге фрака/,3 суетился и хлопотал изо всех сил (Тургенев).
(1- запятая выделяет обособленное приложение: как = так как;
2-я и 3-я – обособленное несогласованное определение)
__
4. Там,1 /на этих окраинах/, 2/слившихся с хлебами/,3 в прадедовской бане с провалившимся потолком,4 /в той самой бане/,5 где Наталья хранила украденное у Петра Петровича зеркальце,6 жили белые трУсы [зайцы] (Бун.).
(1-я запятая выделяет уточняющее обособленное обстоятельство;
2-я и 3-я – обособленное определение, выраженное прич. оборотом;
4-я и 5-я – уточняющее приложение)
__
5. Не забыть бы обозначить все существующие проблемы и тенденции, /включая человеческий фактор/ (газ.)
(обособленное дополнение)
__
7. Ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря, /как у Грина/ (Паустовский).
(сравнительный оборот – определение)
__
8. Ученик, /вместо тетрадей/, купил красивый альбом.
(обособленное дополнение)
__
9. С трех сторон церковь окружают могучие старые липы, осеняя своими пахучими ветвями ее стены; с четвертой, /к городу/, липы срублены (М. Г.).
(уточняющее обособленное обстоятельство)
__
10. На собрание пришло трое комсомольцев, /помимо меня/.
(обособленное дополнение)
__
11. /Наряду с другими/, и я отправился на экскурсию.
(обособленное дополнение)
__
12. Пульс как молоток, и руки холодные (Куприн).
(ССП, обособлений нет: как молоток – сказуемое))
__
13. Чай пили долго, /по-деревенски высасывая из блюдца желтый кипяток/ (Пауст.)
(обособленное обстоятельство, выраженное деепр. оборотом)
__
15. Шёл мелкий,1 жёсткий снег,2 /коловший лицо/,3 /как иголками/ (Чехов).
(1-я запятая разделяет однор. опред.;
2-я выделяет обособленное определение, выраженное прич. оборотом;
3-я выделяет обособленное обстоятельство, выраженное сравнит. оборотом)
__
Не требуется дополнительных знаков препинания:
6. Бунина большинство знает главным образом как прозаика (Паустовский). (как = в качестве)
14. Она вся словно окаменела (Л. Толстой).
22. Изменники точно в воду канули (Никитин).