Определить основную мысль текста, найти сложные предложения, определить их вид. Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы.
Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка, а утром они выезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что они видят?
На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, кто-то обронил разводной ключ.
От протекторов осталась грязь, которая налипла на каком-то неведомом болоте … Но и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обвёртки, консервные банки, пустые бутылки, старые драные газеты …
(Из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»)
Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы,а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.
В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения. В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.
Определяя различительную звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.
Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.
Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами – пять.
Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы / пробелы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о], в слове тёлка – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], а в слове шёлка – один гласный звук [о].
Фонетическая транскрипция
Для записи звучащей речи используется специальная система знаков — фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.
Транскрибируемый звук (слово, предложение, текст) принято заключать в квадратные скобки: [мы] мы. Запись звучащей речи осуществляется без прописных букв и знаков препинания, но с расстановкой пауз: #.
В словах, состоящих более чем из одного слога, следует указывать место ударения: [з’имá] зима. Если два слова (например, предлог и существительное) характеризуются единым ударением и произносятся слитно, то они соединяются лигой: [в_дом].
В русской фонетической транскрипции в основном используются буквы русского алфавита. Запись согласных звуков осуществляется с всех соответствующих букв, кроме щ и й. Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука.
Некоторые виды пауков ткут кокон – «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.
Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
Кроме ловчих сетей, у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков – житель сухих степей и полупустынь каракурт. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.
Часть 2
К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.
1. Грамматическая основа первого предложения.
3) нити протянулись.
2.При чего паук плетет паутину? Выпиши из текста предложение, подтверждающее твой ответ.3 предложение перепиши
3. Каким словом можно заменить слово надежная в предложении «... такая надежная, что ею можно ловить рыбу»?
1) Прочная; .
4. Паук прополз 16 дм за 4 с. С какой скоростью полз паук?
3) 4 дм/с.
5. Из третьего абзаца выпиши предложение с однородными членами. Однородные
члены подчеркни как член 2 предложение перепиши. __однородные члены =это сказуемые в этом предложении, подчеркиваются 2 линиями: сооружают,маскируют, оставляют
6. В какой природной зоне можно встретить паука каракурта? 1) В степи;
7. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Как паук плетет паутину»? 1)1;
8. В каком слове допущена ошибка?
1) Прочьный;- прчный.
9. Какое оружие есть у всех пауков? Челюсти
10. Восстанови правильный порядок следования предложений. 2) К утру в рамке бывает готова сеть.
1) У пауков на брюшке есть бугорки.
4) Яд домового паука убивает муху.
3) Паутина для паучат становится гнездом.
11. В какой группе записаны только однокоренные слова к слову паук?
2) паучки, паучьи;
12. Самый ядовитый паук.
2) тарантул;
13. Сколько ног у 100 пауков? 2) 800;
14. Сколько в данном тексте восклицательных предложений? 3)0.
15. В последнем предложении последнего абзаца найди и выпиши слово с указанными признаками: имя существительное, нарицательное, одушевленное, Р.п, 3-го скл. ___для лошади и верблюда, для человека
16. Гигантский мохнатый паук может достигать 10 см в длину. Вырази длину паука в миллиметрах. 2) 10 мм;
17.Можно ли паука назвать насекомым? Выбери правильный ответ и допиши предложение.
Да, потому что __да, потому что он откладывает яйца, у него 8 ног, вьет паутину, питается мухами
18. К какому разделу можно отнести данный текст?
2) энциклопедические сведения
19. В среднем один паук сплести 12 сетей. Сколько сетеи сплести 15 пауков?
1) 180;
20. Паук в сутки поедает 14 мух. Определи, сколько мух могут съесть 2 паука в течение недели?
3) 196.
заранее огромное ПОПРОСИ БОЛЬШЕ ОБЪЯСНЕНИЙ СЛЕДИТЬ ОТМЕТИТЬ НАРУШЕНИЕ! Maria7272725 минут назадОТВЕТЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ