Повесть «олеся» стала главным произведением в цикле полесских рассказов, созданном во время пребывания в полесье в волынской губернии. здесь писатель свел знакомство с крестьянами-охотниками, бродил по лесам, изучал местные нравы и слушал народные легенды. это и дало материал для повести и послужило тому, что главным конфликтом ее стала не встреча и любовь мужчины и женщины, а столкновение цивилизации и природы, столкновение разных мировоззрений. через все творчество проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. и потому его «колдунья» олеся преподаст урок нравственной красоты и благородства городскому «панычу». что представляет собой иван тимофеевич? он не столько даже «барин», сколько интеллигент. судьба забросила его в полесье на полгода, и он даже был этому рад как возможности узнать новый мир, другие нравы в надежде, что это даст ему материал для занятий. скоро, впрочем, он прочитал все книги и заскучал. спасает его охота. и сразу надо отдать ему должное: ничуть не брезгует он обществом мужика ярмолы, который считается самым ленивым и бедным мужиком во всей деревне. не сумев сблизиться с местными жителями, не перекладывает он всей вины на их упорную необщительность, но предполагает и свою неспособность взяться за дело. не уподобляется он местному «начальству» - конторщику и уряднику, которые «с невозмутимой важностью суют в губы мужикам свои огромные красные лапы…» иван тимофеевич справедливо видит в этом гадкую привычку, привитую веками рабства. в нем мы видим желание приносить пользу людям: не только из желания развлечься берется он лечить перебродских крестьян, не насмехаясь, соглашается учить «грамоте» ярмолу. другое дело, насколько в его возможностях хоть какую-нибудь силу принести. впрочем мы мало узнаем о душевных силах ивана тимофеевича до его встречи с олесей. а приводит к этой встречи его любознательность и свойственная городским, «цивилизованным» людям свобода от предрассудков, неверие в колдовство и в то же время какое-то подсознательное желание пережить приключение. не зря первое упоминание об олесе и ее бабке возникает на фоне описания ненастной зимней погоды. ярмола свяжет снежную бурю с проделками ведьмы, но у ивана тимофеевича буря вызовет совсем другое беспокойство: опаску провести жизнь в скуке, молчании, без радости, без истинно живых людей. о мануйлихе, не хотя, не скрывая негодования и пренебрежения, расскажет ярмола. он упомянет и девочку, дочку или внучку, которую прогнали из деревни вместе со старой ведьмой. эта девочка и выросла среди дикой природы, без других людей, с одной только своей бабкой в сильную, здоровую, умную красавицу олесю. ей и предназначалось стать единственной яркой встречей, единственной настоящей любовью ивана тимофеевича. ей было суждено пережить трагедию гораздо более глубокую, чем ее возлюбленному, потому только, что он не способен был на чувство столь сильное. «повезло» ивану тимофеевичу заблудиться на охоте и попасть в избушку ведьмы мануйлихи. но вовсе не как к «лесной диковинке» отнесся он к старухе и ее внучке, а с уважением, как к таким же, как он, людям, не желая напугать или посмеяться. залюбовался он сразу олесей, ее стройным молодым телом, смуглой кожей, темными, блестящими, лукавыми и наивными одновременно глазами. но не внешностью ее привлеченный, попросил он разрешения навещать их со старухой. привлекла его необычность олеси, ее независимость, смелость и в то же время доверчивость, отзывчивость, моментально угадываемая душевная красота. постепенно интерес ивана тимофеевича к олесе, ее готовность после многих пережитых вместе с бабушкой оскорблений открыться незлобному человеку, не обидчику переросли в крепкую дружбу, встречи стали необходимостью, хотя не было и слова сказано о любви.
Больше других времен года я люблю весну. и это не удивительно. весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение. первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. дыхание весны ощущается во всем. она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. особенно люблю я слушать хор весенней капели. это поразительная и не сравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы. ночью холодно и морозно, зима не уходит и не сдается без боя. зато днем весна все больше вступает в свои права. все меньше становится снега, птицы поют и звонко щебечут, весну. деревья уже просыпаются от зимнего сна. на их ветвях набухли почки, готовы показаться первые листочки. даже весенний ветер не похож на зимний. он, хоть еще холодный, но ласковый и пахнет весной. для всей природы весной наступает пора обновления. нужно только очутиться в весеннем лесу, чтобы увидеть, как вокруг пробуждается природа. легкость и радость здесь ощущается во всем. первые ласковые солнечные лучи освещают освободившуюся от снега и льда землю. солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями. а на проталинах уже появляются первые весенние цветы. это подснежники. еще местами земля покрыта талым темным снегом, а эти маленькие и нежные синие цветочки уже пробиваются к свету и теплу, радуя глаз яркими красками. они упорно тянутся к солнцу даже сквозь прошлогодний снег. подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться. поистине, весна – самая долгожданная пора. и она непременно приходит вслед за дождливой осенью и холодной, морозной, бесконечной зимой.