ИСТОРИЗМЫ: купца, уездного суда, писаря, генерал-аншефу, губернии, сельце (раньше так называли господский дом с постройками для людей - прислуги, в данном значении слово в современном русском языке не употребляется) , десятина (единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы) , коллежский асессор, наместническом правлении, канцеляриста (низшее должностное лицо в государственных учреждениях, занимавшееся подготовкой и оформлением документов и не имевшее классного чина - в Российском государстве до 1917 г.) , урядника, четверика, земский суд, поручик, подпоручика, титулярному советнику, крепостные (о крестьянах, находящихся в собственности у помещиков) , ваше превосходительство
Человек должен быть интеллигентен!Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать- тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).Д.С. ЛихачёвБеседа по содержанию текста.Ребята, перед нами представлен отрывок из двенадцатого письма.1.О чём этот текст? ( Примерные ответы детей: это размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того чтобы быть счастливыми. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Все наши слова, поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).2.Какие проблемы поднимаются в этом тексте? ( Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)3.Как название текста влияет на его тему? ( В названии заключен призыв, который привлекает наше внимание к общечеловеческим ценностям).