Определите характер семантических изменений заимствованных слов. 1. Музей ( от лат.museum «храм») – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы быта и под.;
2. Картотека (греч.theke «вместилище, ящик») - 1. систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями, материалами; 2. ящики для хранения карточек;
3. Календарь (лат.Calendae - календы « первый день месяца») – система счисления времени;
4. Комфорт (англ.comfort 1.утешение; 2.поддержка; 3. удобства) – совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют жилищ;
5. Комната (лат. caminata отапливаемое помещение) – 1. Отдельное помещение для жилья в квартире;2. отдельное помещение специального назначения;
6. Сюита (франц.suite1. продолжение, следствие, свита; 2. ряд, вереница; 3. связь, последовательность, сюита);
7. Спорт (англ sport 1. развлечение, шутка; 2. болельщик; 3. щёголь); фрамуга (польск.framuga «ниша, проём») – верхняя открывающаяся часть окна или двери;
8. История (греч.historia «рассказ о событиях») – 1. действительность в её развитии, движении; 2. наука о развитии человеческого общества; 3.ход развития, движения чего-нибудь; 4. наука о развитии какой-либо области природы, знания сохраняющееся в памяти человека; 6.рассказ, повествование; 7. происшествие.
При Словаря иностранных слов, толковых словарей современного русского языка самостоятельно проследите семантические изменения, произошедшие в этих словах. Изменения представьте в качестве цепочки:
Слово (в современном значении) = значение3 ß значение2 ß значение 1.
Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Сначала, это выражение имело смысл, который заключался в том, что какой - либо человек делал нетрудное дело. Затем же, оно стало означать безделье.
Как заметил ещё Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения. Фрейду принадлежит ещё одно наблюдение на эту тему. По его мнению, “человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации“.
То есть словесное оскорбление, ругательство - это символическое замещение физической агрессии, позволяющее разрядить конфликт в бескровной форме.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из людей догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную неполноценность, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Как говорил Сократ: «Каков человек, такова его и речь».