Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Геня Пираплётчиков считал свою нелепую фамилию обидной. (2)Помимо этого, у него был вечно заложен нос, дышал он ртом — все его задирали, дразнили. (3)Всё это делало Геню несчастным человеком. (4)Но однажды бабушка и мама решили пригласить обидчиков на Генин день рождения.
(5)К четырём часам на столе стояло бабушкино угощение, а Геня с тоской думал, что сейчас ввалятся враги, шумные и непримиримые... (6)Он нервно складывал кораблик из газеты. (7)Геня − великий мастер бумажного искусства, искусства оригами.
(8) Пришли ребята и чинно расселись вокруг стола. (9)Мать заиграла на пианино «Турецкий марш», и мальчики заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (10)Ужасное напряжение пропало, мелькнула гордость: его мама чудесно играет, и все в восторге от этого.
(11)Решили поиграть в фанты, но их ни у кого не оказалось. (12)Один мальчик увидел бумажный кораблик и сказал: «Мой фант!» (13)И Геня стал делать фанты для всех: лодка, журавлик, хлебница... (14)Готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (15)Мальчик щедро раздавал свои бумажные чудеса. (16) Его благодарили, и он уже не испытывал ни страха, ни неприязни. (17)Геня был не хуже других — больше того, ребята восхищались его талантом. (18)Он словно впервые увидел их лица, они были совершенно другие — радостные, благодарные, доброжелательные.
(19)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки и думал, как иметь друзей и быть другом, если ты сам относишься к людям с пониманием и добротой. (По Л. Улицкой)
2.Почему, по мнению автора текста, Геня чувствовал себя несчастным человеком? Запишите ответ.
3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16−17 текста. Запишите ответ.
4.В предложениях 6−7 найдите слово со значением «тот, кто достиг большого умения в работе, творчестве, деле». Выпишите это слово.
5.В предложениях 4−5 найдите антоним к слову «тихий» и выпишите его.
2. Темнело. (односост., нераспр.). Молодой месяц повис тонким рогом над дальней рощей. ( двусост., распр.)
3. От засыхающих листьев пахло осенью. (односост., распр.)
4. Поздняя осень (односост., распр.). Грачи улетели (двусост., нераспр.)
5. Под солнцем горячим, под ночью слепою не мало пришлось нам пройти (двусост., распр.).
6. Почему любимые места, когда надо с ними расставаться, бывают особенно хороши? (двусост., распр.). Почему они сияют такой прощальной красотой? (двусост., распр.).
7. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (односост., распр.).
8. Наукой врагов побеждают. (односост., распр.).
9. Вам не видать таких сражений! (двусост., распр.)
10. Ночь.(односост., нераспр.). Луна (односост., нераспр.). В снегу следы костра (односост., распр.)
11. Выйду за дрогу, выйду под откосы,- сколько там нарядных мужиков и баб!