— Определите лексическое и грамматическое значения слов предложения. Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. (Задание можно дать по вариантам, разрешается пользоваться толковыми словарями.) — Определите средства художественной выразительности, основанные на переносных значениях слов, а также принцип, по которому происходит перенос значения в этих словах. 1) Звезда экрана (метафора, по сходству качеств); 2) бархатная шёрстка (эпитет, по сходству с материалом); 3) метель поёт (олицетворение, по функции)', 4) съешь ещё ложечку (метонимия, по смежности содержимого и предмета); 5) море слёз (гипербола, по сближению эмоционального характера); 6) слушать Шопена (метонимия, по смежности автора и произведения); 7) вернусь к родному очагу (синекдоха, по соотношению части и целого). — Определите значение слов. Полемика, транжирить, аскетический, версия, приоритет, пунктуальный, адаптироваться.
Предложения 2;4 - сложные.
2)В каждом простом предложении 1 грамматическая основа, всего в тексте 2 грамматические основы в простых предложениях.
В сложном предложении номер 2 всего 2 грамматические основы, в сложном предложении номер 4 всего 3 грамматические основы.
В предложении номер 2 всего 2 части.
В предложении номер 4 всего 3 части.
Разбор:
1) Грамматическая основа: ребята(подлежащее) уходил (сказуемое)
2) Первая Грамматическая основа: Костер(подлежащее) прогорел(сказуемое)
Вторая Грамматическая основа: головешки(пожлежащее) стреляли(сказуемое) и рассыпались(сказуемое)
3) Грамматическая основа: висел(сказуемое) месяц(подлежащее)
4)Первая Грамматическая основа: месяц(подлежащее) начал расплываться(сказуемое)
Вторая Грамматическая основа: Володя(подлежащее) почувствовал(сказуемое)
Третья Грамматическая основа: ресницы(подлежащее) слипаются (сказуемое)
Пётр Ильи́ч Чайко́вский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь он написал более 80 произведений. Это и пьесы (небольшие музыкальные произведения), и оперы (музыкальные произведения, в которых действующие лица поют), и балеты (спектакли, в которых история передается через музыку и танец). Все мы хоть раз в жизни слышали отрывки из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Будущий композитор родился в многодетной семье. У него было четыре брата и одна сестра, Александра. Семья жила дружно. Маленький Петр нежно любил свою маму. Именно она научила его играть на фортепиано еще в пятилетнем возрасте. Однако в детстве мальчик вовсе не собирался становиться композитором. Сочинять музыку всерьез он стал только после смерти матери, которая его очень потрясла.
Я бы хотела остановиться на таком музыкальном произведении Петра Ильича Чайковского, как «Детский альбом». «Детский альбом» - это сборник маленьких пьес, написанных Чайковским для своих племянников и племянниц.
Дело в том, что, будучи взрослым, Чайковский любил приезжать в гости к своей любимой сестре Александре. Александра жила в усадьбе под названием Каменка. У нее была большая семья. Дети всегда с радостью встречали его, и однажды попросили написать для них музыку. Пришлось писать музыку и играть ее с детьми. В этой музыке мы услышим и детские игры, и танцы, и случайные впечатления.
В альбоме 24 пьесы. Он делится на циклы (или части). Первый из них можно назвать «утренним». Первая пьеса называется «Утренняя молитва» (строгая и спокойная музыка). Затем ее сменяет бурное, тревожное произведение «Зимние утро». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
Мир в душу ребенка возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные движения, глубокий голос.
Второй раздел «Альбома»— «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). В такие игры любят играть мальчики. И мне эти пьесы особенно запомнились своей задорной и ритмичной музыкой.
Следующие три номера — «игры девочек». Чайковский придумывает историю о девочке и ее кукле и пишет три пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».
В пьесе «Болезнь куклы» мелодия тягучая, печальная, медленная. Музыка передает настроение девочки, у которой заболела кукла. В пьесе «Новая кукла» музыка стремительная, как будто бы девочка кружится в танце, радуется, потому что ей подарили новую куклу.
Племянницы композитора очень любили танцевать, поэтому в «Детский альбом пришлось включить и танцы – сначала все кружатся в «Вальсе», затем пляшут веселую «Польку», и заканчивают легкой «Мазуркой».
Далее композитор отправляет детей в увлекательное музыкальное «путешествие». Сначала по России (пьесы «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Ведь и сам Чайковский много путешествовал и по России и за границей, но сердце свое он всегда отдавал России.
И последний блок «Альбома» - это как будто «возвращение» домой из далекого путешествия. Дети засыпают, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками. Это пьеса «Нянина сказка». А после сказки будто возникает ночной кошмар – пьеса «Баба-Яга». Страшный сон сменяется прекрасным видением, «Сладкой грезой».
Последние три пьесы «Альбома» - спокойные, красивые, величавые. Это пьесы «Песня жаворонка», «Песня шарманщика» и «В церкви».
Сборник Чайковского - один из лучших образцов детской музыкальной литературы. Все русские композиторы, которые писали детскую музыку после Чайковского, брали пример с него. Мне очень понравилось слушать «Детский альбом». Советую послушать его всем. Это очень красиво и интересно.