. Определите отношения в словосочетаниях, назовите тип связи.
1. Укажите свободные и несвободные словосочетания.
б) сложное слово, мотивированное слово, честное слово, черное слово, дать слово, держать слово, золотые слова, новое слово в технике, по последнему слову науки,
приехать за день до срока, сидеть между братом и сестрой, идти плечом к плечу, ехать на Дальний Восток, мебель из красного дерева, пускать пыль в глаза людям, ехать зайцем на автобусе, пролетела стая птиц, плаксивый мамин сынок
2. Укажите сложные и комбинированные словосочетания
девушка необыкновенной красоты, девушка в белой кофточке, ребенок с круглым лицом, сидеть в мягком кресле, полет космического корабля, мужчина лет тридцати четырех, пригласить товарища на выставку, люди прогрессивных взглядов, в связи с нарушением норм, пройти мимо нас, идти вдоль реки, благодаря заботе матери, под предлогом головной боли, дал слово прийти, имею возможность уехать, более четкое определение, будем надеяться на лучшее, дать игрушку ребенку, сшить на живую нитку, открыть дверь гостю, самый передовой опыт, работать не покладая рук
4. Определите тип смысловых отношений
старый парк, езда верхом, каждый студент, наш сын, цветы черемухи, отец Лены, девушка в платье, долг перед родиной, возможность уехать, встреча молча, близкий к сердцу, полный надежд, нужный мне, весьма глупый, заботливый по-отцовски, ждать товарища, накупить книг, выписка журналов, чувствовать радость, чувство радости, жениться на девушке, борода клином, намериваться прийти, какая-то записка, учиться летать, учиться математике, идти прихрамывая, ходьба прихрамывая, говорить по-английски, лететь вниз, слезть с дерева, выучить наизусть, никто из нас, один из студентов, кто-то другой, уважаемый директор, весь в слезах, особенно красиво, готов бороться, больно до слез, быстрее ветра, два мальчика, жизнь вдвоем, трое военных, разговор о спектакле, добрый к людям, юбка мини, согласиться уехать, беседа наедине, поездка за границу, стать начальником, сестра помладше, выглядеть хорошо, счастливый человек, готов к работе, закатиться смехом, заболеть тифом, болеть за «Спартак», второй слева, стремление учиться, сердитый на всех, прийти к вечеру, катиться по столу, красота природы, цитата из книги, крыша дома, приказ директора, читать по вечерам, плакать от радости, уехать отдыхать, брат с сестрой, совет другу, совет друга, сказать ради шутки, сделать в срок, ваза с цветами, ваза для цветов
5. Определите отношения в словосочетаниях, назовите тип связи.
жизнь в городе, городская жизнь, приехать к бабушке пятого мая, поехать в Крым отдыхать, приезд отца, покупка дома, сделаться силачом, зелень лугов, радость матери, писать письмо брату, учиться рисовать, выглядеть больным, готовиться к контрольной ученик к музыке, рад встретиться, говорить с волнением о происшедшем, говорить с незнакомым, говорить по-английски, помещение выставки, осмотр выставки, город Москва, возможность встретиться, совсем глупо, молодая врач, далеко от Москвы, двое в шляпах, мужчина в желтой рубашке, небольшой дом у озера
7. Найдите и определите все словосочетания в предложениях
A. Летом намериваюсь поехать в Крым отдыхать.
Подлежащее- язык. Сказуемое- один из языков. Определения: русский, самых, развитых и богатых. Дополнение- мира.
Характеристика: Повеств., невоскл., простое, распр., с однородными определениями (развитых и богатых)
И схема: два круга, между которыми союз "и". А в этих кругах волнисиая линия.
Части речи: Русский- прилагательное, язык- существительное, один- числительное, из- предлог, самых- прил., развитых- прил., и- союз, богатых- прил., языков- сущ., мира- сущ.
Отдельные сведения о развитии языка включены в тему "Лексика": устаревшие и новые слова, заимствованные слова - и в тему "Общие сведения о языке", которая изучается на заключительном этапе. Идея развития русского языка проходит через тексты многих упражнений. В совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получат следующие сведения о языке как развивающемся явлении: со временем язык постепенно изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, но более заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке; развитие русского языка в настоящее время.
Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ь полезно сообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного образования, которые в одних положениях совпали с гласными полного образования (сънъ - сон, дьнь -день), а в других - перестали употребляться (в конце слова: сънъ -сна, дънь - дня, так появились беглые гласные о и ë).
Занимаясь морфемным составом слова, целесообразно показать изменения, происшедшие в структуре многих слов, которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки, шапка, щетка и др. Такие наблюдения полезно проводить при изучении числительных (две на десяте - двенадцать), наречий (в дребезги - вдребезги), служебных частей речи, междометий.
При изучении лексики и фразеологии целесообразно показать изменение значений слов (глаз в значении "шарик" →" глаз в значении "орган зрения"), появление у слов новых значений (дворник -рабочий, поддерживающий чистоту во дворе дома, на улице → дворник - при на ветровом стекле автомобиля для механической его очистки).
Изучая морфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например изменение по родам глаголов в времени и т.д.