Определите проблему на памятниках, барельефах, мемориальных досках ученые всегда кажутся чуждыми суете и страданиям. но до того, как их лики застыли в бронзе или граните, им были ведомы и печаль и отчаяние; все они были самыми обычными смертными; только одареннее и ранимее. и тернии, всегда устилающие дорогу к пьедесталам, ранили их ничуть не меньше, чем всех остальных людей; только раны их были невидимы миру. что поделать, такова стезя науки: мы видим ученых лишь в редкие моменты их славы — когда их венчают , когда, собственно, работа уже закончена и результат ее оценен обществом; а вот в те — не мгновения даже, нет, — в те месяцы и годы, что творят они в своих лабораториях, их действия, их мысли, их надежды скрыты от нас; тогда они — схимники человечества, принявшие добровольный и нигде не писанный обет отрешенности. поэтому мы так часто и не знаем, как рождались научные открытия. иной скептик может спросить: а не все ли равно нам, потомкам, нам, потребителям великих открытий, как они были сделаны и что думал ученый в тот или иной момент своей работы? главное — что открытие сделано, принято на вооружение обществом и верно служит ему. конечно, последнее обстоятельство существенно. но есть и еще одно, вроде бы скромное по сравнению с ним, но вдумайтесь в него. каждое открытие делает человек, ставший ученым по призванию. ученый — не специальность, ей нельзя обучить в институте. можно обучить , можно ; но человек, получивший диплом, может и не стать ученым, даже если он займет должность научного сотрудника, — он останется до конца дней своих холодным подмастерьем науки, если не будет в нем воспитана любовь к творчеству, охота к дерзновенным попыткам выйти за рамки существующих представлений, смелость перед признанными авторитетами, пусть даже чреватая иногда личными жертвами. но кто воспитает любовь, привьет охоту, сделает смелым — кто, как не сама наука: всем своим прежним опытом, своей волнующей , открывающей горизонты не только в но и в будущем. только она, она сама разбудить в школьнике лобачевского, обнаружить в служащем эйнштейна, сделать переплетчика фарадеем. но для этого надо знать ее — знать в разные минуты ее вечной жизни: и когда она скрытна и перед бездельником, и когда милостиво щедра к труженику; и когда она — изнурительная, скучная работа, и когда она — праздник ума и фантазии; и когда ученый — ее поденщик, и когда он — ее властитель. поэтому нужны наук, поэтому нужны биографии ученых, поэтому нужны их мемуары — толстые и тонкие, скучные и занимательные, — любые, только бы достоверные, только бы приоткрывающие доступ к чужой душе в переживания души собственной, чужому уму — в лабиринты напряженных молчаливых размышлений.
проблема развития науки наверное))