Определите стиль прочитанных текстов. Какие средства художественной выразительности используют авторы? Приведите примеры. Текст 1
Бабушка
Бабушка такая старенькая, лицо все в морщинах, волосы белые-белые, но глаза что твои звезды - такие светлые, красивые и ласковые! И каких только чудных историй не знает она! А платье на ней из толстой шелковой материи крупными цветами - так и шуршит! Бабушка много-много чего знает; она живет ведь на свете давным-давно, куда дольше папы и мамы - право!
У бабушки есть псалтырь - толстая книга в переплете с серебряными застежками, и она часто читает ее. Между листами книги лежит сплюснутая высохшая роза. Она совсем не такая красивая, как те розы, что стоят у бабушки в стакане с водою, а бабушка все-таки ласковее всего улыбается именно этой розе и смотрит на нее со слезами на глазах. Отчего это бабушка так смотрит на высохшую розу? Знаешь?
Всякий раз как слезы бабушки падают на цветок, краски его вновь оживляются, он опять становится пышною розой, вся комната наполняется благоуханием, стены тают, как туман, и бабушка - в зеленом, залитом солнцем лесу!
Сама бабушка уже не дряхлая старушка, а молодая, прелестная девушка с золотыми локонами и розовыми кругленькими щечками, которые поспорят с самими розами. Глаза же ее… Да, вот по милым, кротким глазам ее и можно узнать! Рядом с ней сидит красивый, мужественный молодой человек. Он дает девушке розу, и она улыбается ему… Ну, бабушка так никогда не улыбается! Ах нет, вот и улыбается! Он уехал. Проносятся другие воспоминания, мелькает много образов; молодого человека больше нет, роза лежит в старой книге, а сама бабушка… сидит опять на своем кресле, такая же старенькая, и смотрит на высохшую розу.
(Ганс Христиан Андерсен. Фрагмент сказки «Бабушка»)
Текст 2
Прабабушка
Время-времечко... Мчится, как птица,
Безвозвратно уходят года.
Седина белым пеплом ложится,
Но душа, как и впредь, молода.
Снится мне ангелочек румяный -
Краснощёкий малыш-егоза.
Слышу голос лепечущий: «Мама»,
И от счастья влажнеют глаза.
Просыпаюсь от слёз тёмной ночью,
Но на сердце - тепло и светло.
Рядом - правнучек спит - ангелочек,
Продолжение Жизни моё.
Эндрю Фриз (настоящее имя поэта - Андрей Иванович Морозов)
Хохлома – деревянное золото России.
Дерево – самый податливый и древний материал для человеческого творчества. В России липа, береза, ель, дуб, орех породили искусства и промыслы, связанные с бытом, детской игрушкой, оберегами, зодчеством.
Но самым знаковым деревянным промыслом, поистине, считается Хохлома. Ее теплое золото объединило чернозем, зелень лесов и полей, пламя ягод и осенней листвы - все богатства нашей земли. Хохломскую посуду, известную своей уникальной технологией росписи, берегли в семье, передавая из поколения в поколение. С ней встречали дорогих гостей, подавали на праздниках разносолы, использовали в обрядах. Промыслом кормились семьи и целые деревни, неся тайны ремесла от дедов через отцов к внукам.
Уже триста лет живет и сияет хохломская роспись на деревянной посуде, вьются цветущие ветви, гнутся к земле сочные ягоды, летят сказочные птицы. Ремесло перешло в разряд сувениров и коллекций, но оно по-прежнему хранит и славит богатство земли и мастерство людей нашей Родины.
Наверное у каждого человека есть своя любимая игрушка - воспоминание о детстве, с которым сложно расстаться. И у меня есть любимая игрушка - маленькая обезьянка с белым мохнатым пузом, тряпочными ножками, обутыми в клетчатые ботиночки, набитые паралоном. Непропорциональная большая белая мохнатая голова, с которой неуклюже свисает клетчатая кепочка. Маленькие чёрные пластмасcовые глазки смотрят на вас с хитрецой.
Эту обезьянку мне подарили на окончание детского сада - мне было шесть лет. Именно с неё началось моё увлечение -мультанимацией. В моих руках игрушка оживала: могла смеяться или плакать, хитрить или злиться. Она была со мной повсюду: на даче и дома.
Самое важное, что несёт с собой любимая игрушка - это ассоциации. Во мне беглый взгляд на эту игрушку вызывает десятки воспоминаний моего детства. Во-первых, беззаботный смех, который не угасал в нашем доме. Во-вторых, в то же время, это сожаление об ушедшем детстве и о том, как мало нужно было для счастья.
Что бы ни случилось в моей жизни, я могла быть твёрдо уверена в том, что её выражение лица останется прежним: насмешливо-утешающим. Всё в жизни меняется, явления приобретают другие формы, мысли исчезают из памяти, а люди уходят и приходят, но неизменно лицо игрушки - взгляд, в котором отражается твоё детское лицо и, неосознанная тогда, искренняя вера в добро.