Определите стиль речи текста; сделайте стилистический анализ текста по плану:1. цель текста, 2. сфера применения, 3. стилевые черты,4. языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические). Текст 1.
… Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверху в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.
А. Платонов «Котлован».
Текст 2.
Туча, которую мы указывали месяцы, разразилась!
Восстание зажглось, горит и распространяется в Польше. Что сделают петербургские пожарные команды?.. Зальют его кровью – или нет?.. Да и тушит ли кровь?
Неужели этому царствованию, которое так легко могло быть кротким, человечным, суждено заступить глубже и глубже в кровь? Кровью не везде можно перейти вброд; а плохие пловцы в Зимнем дворце. Восстание это все предвидели, оно не могло не быть; об нем предупреждали и мы и десять других журналов; были даже люди, которые предупреждали великого князя и государя, -они не хотели отстранить восстания, они избрали кровь!
Из статьи А.И. Герцена в журнале «Колокол» о восстании 1863-1864г. в Польше во время царствования Александра Второго.
Текст 3.
Предметом научного языкознания является человеческий язык в его истории. Язык каждого народа, каждой общественной крупы, каждого индивидуума не остается в течение времени неизменным, он подвергается постоянным, хотя и постепенным видоизменениям; каждый язык в известный период своего существования представляет собою результат тех изменений, которые были пережиты им в предшествующий период. Это постоянное видоизменение языка заключается в том, что он переживает постепенные изменения и в области звуков, и в формах слов и предложений, и в реальных, и в формальных значениях; он утрачивает некоторые из этих фактов и приобретает новые, неизвестные ему раньше.
Г.Я. Солганик «Стилистика русского языка. Учебное пособие для 10-11 классов».
Текст 4.
Бабушка Галя: А вот еще про… как в деревне-то я жила рассказать вам?
Сашок: Ага…
Петька: Интересно, конечно!
Бабушка Галя: Значит, ну я была девчонкой, тоже мне было лет двенадцать. И я очень любила вообще собак. И там была собака-а… Дымка, которая была. Я почему-то до сих пор помню так хорошо эту собаку. Вот подумайте, есть некоторые воспоминания, которые остаются на всю жизнь. Можно сказать совершенно ничего не значащие… В сущности… И вот эта собака Дымка, она меня очень любила. Она страшно злая было. Все боялись. Она сидела на цепи, и все боялись к ней подойти. Но я подходила. Она меня очень…Ласкалась ко мне вообщем. У нее щенки были. И вот она, значит,никому не давала подходить к ним. Никому! Я подходила , всегда их брала на руки. Она мне все разрешала. Хвостиком виляла. Да…Любила меня. Вот запомнилась же эта собака!
Петька: Бабуля! Я тебя тоже очень-очень люблю!
Что такое жестокость?
Жестокость - это болезнь сердца и души, которая вызывает очерствение человеческого «я». Жестокий человек, который не имеет милосердия и сострадания к другим, становится беспощадным. Я считаю, что если человек однажды позволил себе жестокость по отношению к кому-то, можно не сомневаться, что он поступит так и во второй, и в третий раз… К сожалению, в нашей жизни мы часто видим несправедливость, нечестное отношение к другим и жестокость ко всему окружающему.
Так, однажды я увидела, как один парень на улице мучил маленького беспризорного котенка. Меня возмутило такое отношение к беззащитному маленькому животному, поэтому я спросила у него, зачем он это делает. «Потому что он меня раздражает», - ответил он. Я не захотела продолжать разговор с этим человеком, который уже встал на первую ступень человеческой деградации. Я просто попросила его отдать мне котенка и ушла.
Почему окружающие такие жестокие? Неоднократно я вижу, как матери бьют и ругают своих детей за то, что они плачут. Опомнитесь! Разве это выход ?! Почему нельзя жить цивилизованно? Перед тем, как сделать что-то жестокое, надо поставить себя на место жертвы. Приятно будет, если вас будут бить из-за того, что вы просто существуете? Или потому, что вас обидели и вы плачете?
Человеческая жестокость не знает границ. Иногда это - просто необдуманное решение, которое имеет далеко идущие негативные последствия.
Говоря о жестокости, я хотела бы упомянуть повесть Тургенева «Муму». Дворник из-за приказа барыни утопил своего любимого пса Муму. Но можно было найти другой выход. Ведь после своего поступка он не вернулся к барыне, а начал свою жизнь в деревне. И если бы не произошел этот необдуманный жестокий поступок, его верный друг Муму был бы рядом с ним. Если сделать один неверный шаг, можно потом жалеть всю свою жизнь. Поэтому надо всегда хорошо думать перед тем, как что-то сделать.
При этом я считаю, что жестокость не может быть оправданной. Мы сами решаем, на какой путь нам встать. Мы сами управляем своей жизнью, поэтому не надо следовать за общей массой, теряя при этом свою личность. Не надо впускать в свое сердце зло, которое приведет к деградации. Давайте не будем жестокими!
2. По лицам глаголы в времени НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.
Побежали – глагол.
I Обозначает действие предмета: что сделали? побежали.
Н. ф. – побежать.
II Морфологические признаки: постоянные – невозвратный, совершенного вида, непереходный, РАЗНОСПРЯГАЕМЫЙ; непостоянные – во множественном числе, изъявительном наклонении времени.
III (Что сделали?) побежали (подчеркните двумя чертами, так как это сказуемое).
Другим членом предложения глагол этот (как и любой другой, может быть в предложениях, которые мы часто используем на уроках русского языка?
► Побежали – это разноспрягаемый глагол. (Что? побежали – подлежащее; что такое побежали? это глагол – сказуемое).
► Нам задали разобрать как часть речи глагол побежали. (какой глагол? побежали – несогласованное определение).