Определите тип, стиль, жанр текста (по заданному схема анализа текста:
1) основной тип речи, представленный в тексте.
2) основная функция, речи. есть ли дополнительные
функции?
3) сфера применения, жанр. (может быть указана речевая ситуация.)
4) характерные особенности.
5) средства, которыми эти особенности .
6) какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринуждённость — официальность; точность, ясность — расплывчатость, неопределённость; образность — отсутствие образности; эмоциональность — бесстрастность; объективность — субъективность.
7) языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика ( примеры из отрывка).
8) вывод: какой стиль?
образец:
мажорным называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между низким и средним звуками и малая — между средним и верхним звуками. между крайними звуками трезвучия образуется интервал — чистая квинта.
- основной тип речи данного текста – описание (изображается явление через перечисление и раскрытие его признаков. в «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.)
- единственная функция данного текста — сообщение.
сообщение дается в форме определения, понятия (что такое мажорный лад). вероятно, это отрывок из учебника.
- сфера применения (учебник, а не протокол, объявление…) позволяет сделать вывод, что это отрывок научного, а не делового стиля.
- для данного отрывка характерны следующие особенности: точность, ясность, отсутствие образности, бесстрастность, объективность.
- эти особенности следующими средствами:
а) употреблением научной (музыкальной) терминологии, состоящей из отдельных слов и сочетаний терминологического характера (мажорный лад, большая терция, чистая квинта, трезвучие);
б) отсутствием эмоциональной лексики;
в) грамматическими особенностями: прямой порядок слов в предложениях; из трех предложений только одно простое, ничем не осложненное.
- таким образом, синтаксис также подтверждает, что это отрывок текста научного стиля.
сам текст:
роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах.
ответ:
жили были междометия. звали их прочь! , ах! и батюшки! . они были хорошими друзьями, особенно прочь! и батюшки! . ах! пыталось найти с ними общий язык. однажды из-за междометия ах! возникла ссора.
- батюшки, я никак не могу ответить на один вопрос! - сказало батюшки.
- а ну-ка задавай! - воскликнуло прочь.
- ах, вы опять о своём! задайте и мне этот вопрос. - попросило ах.
- прочь, прочь, ! не твоё это дело! - закричало прочь.
- батюшки, да оставь ты его! - заступилось батюшки, - вы лучше вопрос послушайте! почему же ах - такое короткое междометие?
- потому что ах сам по себе странный! его никто не понимает! - начало ворчать прочь.
- ах, я не странный! я - грустным голосом сказало ах.
- непроизводный? - удивилось батюшки.
- я же говорю, что ах - неправильное ! прочь! - возмутилось прочь.
- да, непроизводный! вы возникли из самостоятельных частей речи! а я нет. ах, как такое можно не знать? тем более, вам - производным!
- батюшки, и правда! твоя взяла, ах, - воскликнуло батюшки.
- прочь! не верю! прочь! - сварливо проговорило прочь.
ну как то так :