Определите, в каких высказываниях имеет место нарушение нормативного, а в каких – коммуникативного или
этического компонента речевой культуры.
1) Лекция по социологии у первокурсников.
Преподаватель: «Поведение людей детерминировано не
реалиями хозяйственно-бытового уклада – это проявление
имманентных универсальных структурно-бинарных
оппозиций, архетипических форм сознания».
2) Ребёнок говорит маме: «Какая у тебя дыркатая сумка!».
Мама: «Не дыркатая, а дырчатая».
3) Студент сдаёт листок с контрольной работой
преподавателю: «Куда ложить?»
4) Ситуация: экзамен по предмету «PR и реклама».
Студентка: «Фактологические тексты содержат
дополнительную информацию. К фактологическим жанрам
PR относятся факт-лист и биография» (пауза). Преподаватель:
«Пилите, Шура, пилите!». Студентка: «Меня Лера зовут».
5) «В моей устной речи я использую бранные слова для
предания рассказу эмоциональной раскраски» (фрагмент
сочинения о речевом опыте).
6) Израильская школьница пересказывает рассказ Л.
Толстого «Сливовая косточка»: «В общем, там подняли хай изза фруктов… Представляешь, считали, кто сколько съел! И
папа сказал детям: «Дети мои! Или вы съели эту сливу? Или вы
хотите через это хорошо получить? Не говоря уже об совсем
умереть?...» (Д. Рубина).
7) - Я договорилась насчет комнаты.
- Вот .
- В деревне Сосново. Пять минут от турбазы. Отдельный
вход.
(…)
, милая.
Тон резко изменился.
- Какая я вам милая?! Ох, умираю! Милая... Скажите
... Милую нашел… " (С. Довлатов, Заповедник).
8) Пьеса В.Гусева «Сын Рыбакова». Рыбаков, тетя Катя и
Тимоша спорят, как назвать сына Рыбакова.
Р ы б а к о в. Как мы его назовём?
Т и м о ш а. Ревком.
Т е т я К а т я. А может, ещё Совнархоз?
9) Галя Калинкина оказалась очень уж боевой… Она,
например, в первый же день захватила мою парту. Когда я
маме об этом рассказал, она меня поправила:
- Почему ты так грубо говоришь: «захватила» парту? Не
захватила, а просто заняла (А. Алексин. Девчонка из нового
дома).
10) Маленький человек осмотрел ряды кроватей, и, хотя
это было ясно видно, что это спальня, он спросил:
- Это что, спальня?
Ребята изумлённо переглянулись, потом Япошка скорчил
подобострастную мину и притворно ответил:
- Да, это спальня (Г. Белых, Л. Пантелеев. Республика
Шкид).
11) [Диалог домработницы Дарьи Степановны с профессором Николаем
Николаевичем (Энэн)].
Больше всего любила передачу «Человек и закон».
Невнимания профессора к этому зрелищу понять не могла,
осуждала:
- Всё с книжками да с книжками, вот и прозевали. Про
шпану шестнадцать тридцать. Жене восемь лет, наточил
ножик – раз! Её в реанимацию, три часа, умерла.
- Восемь лет жене? – с ужасом переспросил Энэн.
- Всё вы понимаете, слушать не хотите. Не жене, а ему
восемь лет. Мало. Я бы больше дала (И. Грекова. Кафедра).
главное слово:полный;зависимое слово чего?-воды-управление;
главное слово:резать ; зависимое слово: что?-хлеб;-управление
главное слово перед; зависимое слово чем?-домом-управление
главное слово: выкрашен; зависимое слово что?-забор-управление
то спит, то гуляет-сочинительная связь; то-сочинительный разделительный союз;
главное слово: немного ;зависимое слово как? грубо-примыкание
главное слово тетрадь; зависимое слово какая? чистая-согласование
синий в полоску-примыкание
продолжать учиться-примыкание
два яблока-управление
Объяснение:
Собачка моя должна быть маленькой,черненькой и с большим бантиком на голове.
И я её назову(кличку собаки вставишь).Её обязательно понравится эта кличка.Но вот досада...Моя мама не разрешит взять собачку.Ну не чего!Девочка взяла варежку привязала её на веревочку,и пошла её выгуливать представляя,что это её собачка,но вот чудо варежка превратилась в собачку!Я была так рада,но вскорем времени чудо исчезло.Мама увидела как я выгуливаю варежку.
М купила мне мою долгожданную(кличку)!