Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является
словосочетанием.
А) красное и синее Б) прыгать высоко;
В) учитель рассказывает; Г) в школу.
2. В каком ряду слова не являются синонимами?
А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;
Б) известный, популярный, знаменитый В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;
Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным А) перебежать; Б) школьный;
В) некрасивый; Г) пришкольный.
4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?
А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;
Б) пр_город, без_нтерсный, подп_рать;
В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;
Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.
5. В каком слове пропущена буква е?
А) Гореть в пламен_; Б) стоять в коридор_;
В) ждать на станци_; Г) забывать о времен_.
6. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?
А) огурчик; Б) ключек;
В) грузчик; Г) барашек.
7. В каком слове пропущена буква о?
А) ж.лудь; Б) ч_рствый;
В) ч.рный; Г) ш.рох.
8. У какого прилагательного неверно определён разряд?
А) Холодный (ветер) – относительное прилагательное;
Б) классный (журнал) – относительное прилагательное;
В) лисья (нора) - притяжательное;
Г) железная (дверь) – относительное прилагательное.
9. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?
А) Эта школа вовсе (не)новая.
Б) Новая книга оказалась (не)интересной.
В) Я допустил (не)значительную ошибку.
Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.
10. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?
А) Дли__ый, кухо..ый, стекля__ый;
Б) лу__ый, кожа.ый стари__ый;
В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;
Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.
11. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?
А) Француз__ий;
Б) немец__ий;
В) киргиз__ий;
Г) матрос__ий.
12. Какое прилагательное пишется слитно?
А) (Юго)восточный (район);
Б) (светло) зелёная (листва);
В) (сельско)хозяйственная (академия);
Г) (лукаво)хитрый взгляд.
Средства художественной выразительности
13) Слова отзвучивают и утекают, как вода, - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А.Солженицын)
А) Парцелляция
14) В лоб целовать – заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать – бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
Г) Синтаксический параллелизм
15) Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью…(Лермонтов)
Б) Ирония
16) Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой. (Пушкин)
В) Метафора
17) Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела ура. (Горький)
А) Метонимия
18) И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя … (Пушкин)
В) Многосоюзие
19) За окнами давка,
Толпится листва. (Пастернак)
Б) Олицетворение
20) Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг… (Лермонтов)
А) Оксюморон
21) Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую великолепную волю. (А. Чехов)
Б) Метонимия
22) Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль. (Лермонтов)
Б) Оксюморон
23) В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка)
В) Антитеза
24) Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой. (С. Поделков)
В) Параллелизм
25) Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст. (С. Есенин)
Б) Риторическое обращение
26) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах. (А. Солженицын)
А) Эпитет (+ метонимия?)
27) При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!
(Ф.М. Достоевский)
Б) Градация
28) Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
А) Гипербола
1). В саду горит костер рябины красной (метафора), горит, но не может согреть - антитеза. но никого не может он согреть. красной (эпитет) рябины
2). Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь. - инверсия (обратный порядок слов).
3. Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью. - олицетворение (туча и гром уподоблены живым существам, персонифицированы)
4). И луч блеснул с него чудесный,
как с черной тучи день небесный. (сравнение) Луч сравнивается с небесным днем.
5). Не то на серебре – на золоте едал. - Метонимия.
1. Определите средство выразительности:
1)- Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.- А
2) О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? - А
3) Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. - В
4) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. - Б
5. Горькая радость. - А.
Определите средство выразительности:
1). Шутила зрелость, пела юность.
А) эпитет
Б) олицетворение
В) антитеза
Г) оксюморон
2). Не жалею, не зову, не плачу.
А) сравнение
Б) градация
В) эпитет
Г) инверсия
3). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
А) анафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) антитеза
4). В лесу горит костер рябины красной,
но никого не может он согреть.
А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) литота
5). Ее любовь к сыну была подобна безумию.
А) анафора
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение