Как относиться к и культурному наследию своей страны? всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. довелось мне как-то побывать на бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором николаем ивановичем ивановым. он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без бородинского поля! . мы с николаем ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на бородинском поле потомками. и это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле багратиона. сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы россии, признательности брату-грузину. я родился и большую часть жизни прожил в ленинграде. в своём архитектурном облике город связан с именами растрелли, росси, кваренги, захарова, воронихина. по дороге с главного аэродрома стоял путевой дворец растрелли. дворец был в плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к ленинграду. снесли! снесли в конце шестидесятых годов. и ничего нет на этом месте. пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. и – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами. «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. и ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. вот эти важнейшие человеческие качества и тебе открыть в своей душе : любовь, уважение, знание.
Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена. Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти. Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения. Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть. Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь. Тем самым, он в очередной