Орфографические нормы
I. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
1. Препод..вать, пол..гается, упр..щать
2. Предст..влять, предназн..чение, дек..рация.
3. Зам..ргавший, ф..нтазия, л..боратория
4. Пригл..шать, уг..сать, выр..сти
II. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?
1. Проб..раться, соед..нение, от..гощать
2. Забл..стел, разв..вать (ум), приор..тет
3. Прив..легированный, пост..лать, изв..нился раться, пал..садник, пренебр..жительно
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий
2. Пог..релец, алг..ритмизированный, н..веллист
3. Р..стениевод, пар..доксальный, предпол..жить
4. я..ственно, путеше..ствие, предчу..ствие
IV. На месте каких цифр пишется НН?
Может быть, коньки назва(1) ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
1. 1,2 2. 2,3 3. 1,2,3 4. 3,4
V. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Еле) еле, (кое)где, одеться (по) зимнему
2.(Обер) прокурор, (бледно) розовый, (как) будто
3. (По) местному времени, (по) тихоньку, (пол) Москвы
4. (Крепко) накрепко, (дальне) восточный, (по) прежнему беспечный
VI. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Учитель (не) дооценил ученика.
2. Овраг в лесу был (не) глубокий, но обрывистый.
3. Звучали долго (не) стихающие залпы.
4. (Не) смотря на дождливую погоду , экскурсия всё же состоялась.
VII.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. Эта безлунная ночь в ТО(ЖЕ) самое время была всё ТАК(ЖЕ) великолепна, как и тогда.
2. (В) СЛЕДСТВИЕ бури небо прояснилось, ЗА(ТО) ветер усилился.
3. ЗА(ТЕМ) Ольга села на ступеньку крыльца и ТАК(ЖЕ), как и мы, заплакала.
4. Мы ТАК(ЖЕ) выяснили, что Иванов и таинственный ночной путник были одно и ТО(ЖЕ) лицо.
VIII. Найдите предложение, в котором есть слово с орфографической ошибкой (подчеркните ошибочно написанное слово).
1. Во всех путеводителях говорится: в Англии ходят по газонам, и я ступил на мокрую траву.
2. Любовь как ртуть: можно удержать её в открытой ладони, но не в сжатой руке.
3. Князь встал, поспешно снял с себя плащ и шляпу и остался в довольно приличном пиджаке.
4. Наконечники стрел и копий, тысячи насекомых, гирбарии, грандиозная коллекция птичьих яиц - вся местная фауна хранилась в этом домашнем музее.
Морфологические нормы
I.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1. Пятиста учебников 3. Длиннее всех
2. Новые директора 4. Пять кухонь
II.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1. Две тысячи десятого года 3. Глубже
2. Пачка макаронов 4. Двое детей
III.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1. По окончанию школы поступил в институт
2. Несколько брелоков
3. Современный модный тюль
4. Последние договоры
Имя существительное называет ПРЕДМЕТЫ в широком смысле слова:
- название предметов: стена, стол, часы;
- название лиц: человек, мальчик, мужчина;
- названия живых организмов: чайка, собака, микроб;
- название веществ: сахар, манка, мука;
- название фактов, событий, явлений: наводнение, беседа, спектакль;
- название качеств, свойств, действий, состояний: доброта, грусть, ходьба.
Разряды существительных по значению
Выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, газета, река).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Воронеж, «Итоги» Волга). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московская Государственная Академия).
Конкретными существительными называются чувственно воспринимаемые предметы — вещи (табурет), лица (Ирина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (кефир, ряженка, соль).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).
Род имён существительных
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К именам существительным мужского рода относятся такие, к которым можно подставить слова он, мой: дуб, стул, гномик.
К именам существительным женского рода относятся такие, к которым можно подставить слова она, моя: сказка, сестра, волна.
К именам существительным среднего рода относятся такие, к которым можно подставить слова оно, моё: бюро, молоко, золото.
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки – жук (мужской род), руки - рука (женский род), вёдра – ведро (средний род).
Изменение имён существительных по числам
Имена существительные изменяются по числам.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
При изменении имён существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда – звёзды, лицо - лица.
Изменение имён существительных по падежам
Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.
Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.
Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.
Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.
Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.
Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.
Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе
На этой картине я с первого взгляда не заметила ничего впечатляющего. Но чем больше всматриваюсь в изображенный пейзаж, тем больше замечаю различных мелочей, которые затрагивают мое сердце. Эта картина написана на контрастах – светлые краски контрастируют с темными, свет играет с тенью, низины с вершинами, а молодость со старостью.
При взгляде на картину, прежде всего я вижу глубокую речку, которая в начале картины нарисована светло-голубой краской, а вдали она кажется уже практически черной от отражающегося в ней соснового леса. Эта река протекает между двух берегов. С одной стороны реки виднеется кусочек песчаного пляжа, на котором летним днем, наверняка, собирается много людей, которые хотят позагорать и искупаться в реке. А вот с другой стороны реки виднеется скалистый берег, где если и собираются для отдыха, то только самые смелые, которые любят рисковать и прыгать с обрыва в реку, чтобы доказать свою смелость.
А на этом обрывистом скалистом берегу растут сосны и березы. Эти деревья сложились в настоящую стену, возвышающуюся над рекой. Они как будто специально растут над этим обрывом, чтобы в это опасное место никто не смог забрести по ошибке. Мне кажется, многие из этих деревьев пережили уже не одно столетие, но среди исполинских деревьев можно увидеть и совсем маленькие сосенки, которые появились еще совсем недавно. А в низине и вовсе уже нет деревьев, там остались лишь пни и коряги от тех сосен, которые были срублены.
Мне кажется, эта картина призвана нам показать не только красоту нетронутой природы, но и преемственность поколений, которые сменяют постоянно сменяют друг дружку, поддерживая круговорот жизни.