Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(В.Песков)
Вопросы и задания:
1.Какова композиция текста?
2. Какова тема текста ?
3.Какова идея автора?
4. Каков вид связи предложений в тексте?
5.Каков стиль текста ? ответ обоснуйте.
6. Перечислите изобразительно-выразительные средства текста.
7. Выполните морфологический разбор слова (на) заболевшей (сосне)
8. Выполните морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ, БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ.
9. Выполните орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ.
10. Выполните пунктуационный и синтаксический разбор предложения: В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
Весной дождь в достаточном количестве предвещает хорошие всходы. Весеннюю дождиночку ждут все, но особенно необходима она земле-кормилице.
В самом начале весны птицы не поют перед сменой погоды, но в самый период тока глухари, совсем забыв о торжествующем дожде, поют отчаянно громко, словно стараясь перекричать звуки непогоды.
«Дождь висит, как дымчатые пряди», но не мешает он радоваться жизни птичке синичке, щеголяет та в своём праздничном наряде прямо под дождём.
…Долгожданный дождь, первый в этом году. Он барабанит по крышам, стучится в окна. Дождь то стихнет, то усилится, азартные потоки бегут всё смелее. Большие капли падают куда попало. Дождь шумит, потом он утратит своё постоянство, повиснет, как лёгкий дым, и закончится.
После весеннего дождя обязательно выглянет солнце, скроются тучи и всё в природе озарится чистой, сиятельной улыбкой.
.дикие (какие? - прилагательное) гуси (кто? - существительное) долго (как? - наречие) готовились (что делали? - глагол) к (предлог) отлёту (чему? - дополнение) 2.бледно-серое (какое? -прилагательное) небо (что? - существительное) на (предлог) горизонте (чём? - дополнение) светлело (что делало? - глагол) холоднело (что делало? - глагол) синело (что делало? - глагол). 3) я(подлежащее), (обращение),не умею(сказуемое) собирать(сказуемое) грибы(дополнение),но мы(подлежащие) вернулись(сказуемое) вчера(обстоят) домой(обстоятельство) с полным(определение) лукошком(дополнен).сложносочиненное предложение с обращением(обращение не является членом предложения,обособляется запятыми)