Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, можно утверждать, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек. Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. Мелиорация – к изменению климата. Орошение – к обмелению рек и морей. Развитие промышленности – к загрязнению среды. Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты, и, как недавно сообщили нам средства массовой информации, над Южным полюсом обнаружилась в этом слое «озоновая дыра». Надо бы «взять за шиворот» современных распустившихся экспериментаторов и спросить, чем они заштопают свои озоновые и прочие прорехи.
Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. Так, мы изучаем причины роста числа заболеваний их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.
Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.
Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. Даёт возможность подумать и остановиться. А не гнать птицу-тройку – в никуда.
Вглядитесь повнимательней в окружающую жизнь и в самих себя! Мы употребляем искусственную пищу, слушаем синтетическую электронную музыку, наши настроения находятся в зависимости от печати или телевидения. Мы привыкли к песням из нескольких слов, а классику воспринимаем через шлягеры на стихи гениев или на темы вечных книг. Мы даже поиск друзей не ведём с собственных оценок, а передоверили его роботам «службы знакомств» в Интернете наши души!» - вслед за поэтом скажем мы.
А может быть, «гомосапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
(По С. Полякову)
1. Составьте вопросы к тексту:
1.Простые вопросы: (Что? Кто? Где? Когда? Как?...)
2. Объясняющие вопросы: (Почему?)
3.Оценочные вопросы:( Почему…хорошо, а… плохо?)
4. Творческие вопросы: (Что было бы, если…)
5. Уточняющие вопросы: ( Если я правильно понял…?)
6. Практические вопросы: (Как бы ты поступил на месте…?)
2. Спишите сложносочиненные предложения, подчеркните грамматические основы. Составьте их схемы. Определите тип союзов.
Не только ручьи стали признаком приближающейся весны но и воздух значительно потеплел
Либо она скоро сама придёт либо только позвонит.
3. Озаглавьте текст. Составьте тезисный план текста.
Я должен был нанять быков, чтоб вытащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. Сделалось так темно, что в каюте салонах зажгли электричество. Когда я читаю или слышу об ухе с дымком, меня непременно посещает одно и то же не очень радостное воспоминание, как однофазный мой дед Павел лупит меня палкой за уху, пахнущую дымом, потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства.
1 е предложение: 1) 2-составное, 2) 1-сост., 3) 2-сост. 2-е предложение: 1) 1, 2) 1 составное. 3 е предложение: 1) 2, 2) 2, 3) 2.
Объяснение:
В эти рабочие годы мы, понятно, с Митьшей встречались, только досужего времени у нас немного было, да и не на одни часы оно приходилось. Бывало и так, что я с работы, а он на работу. Ну, и в разговоре разнобой пошел: он про огранку, я про сборку. Так у нас ребячья дружба и завяла. А вот теперь, как оба на пенсию вышли, опять неразлучниками стали. Только та разница, что теперь друг дружку не Ваньшей да Митьшей зовем, а по отчеству величаем: он меня Осипычем, я его Алексеичем. Дня не проходит, чтобы мы с ним не сошлись. То он ко мне приплетется, то я к нему, а в погожие дни любим на завалинке посидеть, солнышко проводить. Дома-то наши, видишь, на закатную сторону окошками приходятся, а эта сторона недаром стариковской зовется. К нам через дорогу приковыляет еще орел. Тоже пенсионер. Токарь Евграф Васильич Менухов. Он постарше нас годов на пять. Мы еще вовсе малышами были, а он уж в школе учился. По-старому-то грамотеем считался, потому двухклассное кончил. Мы с Алексеичем в заводскую школу только три зимы бегали, а он учился целых пять зим. Тогда это уж высоко считалось. Из-за этой грамоты судьба у Евграфа пестрая вышла. Сперва после школы тоже в механической работал, в свои годы женился, семью завел, а дальше дорога кривулинами пошла. Не любило начальство тех, кто пограмотнее. "Умные, дескать, стали, судят о чем не положено". Ну, Евграфа и выжили из механической, да и с завода. Пришлось ему по другим заводам кормиться. Уж после гражданской войны домой воротился. Десятка полтора годов еще в полную силу работал, а тут старость на плечи сильно давить стала, да еще погорячился на работе, с ним и приключился удар. Отлежался, потом вылечили, а левую ногу и теперь волоком переставляет, и в разговоре ясности не стало. А ведь раньше-то говорок был. Теперь при внуке живет. Инженер он, на заводе цехом заведует. Дельный, сказывают, парень вышел и о старике заботливый. Старый домишко они перебрали, сбоку и вглубь прируб сделали. Евграфу Васильичу особую комнату отвели со всяким удовольствием: и тепло, и светло, и спать мягко, на окошках цветы, радио проведено и за книжкой посидеть есть где. Одним словом, устроенный старик. Можно сказать, с кабинетом.
Переберется этот Евграф Васильич на нашу сторону и первым делом пошутит:
- Не горюйте малолетки, что солнышко уходит! Приходите утром пораньше ко мне на завалинку- встречать будем. Веселее, поди, встречать-то!