ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
(1)Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. (2)Но в это понятие нужно включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю»,
неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги. (3)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не
всегда догадывается об этом. (4)Жизнь его может быть на-
полнена интереснейшими событиями, но он будет лишён
не менее важного события - сопереживания и осмысления прочитанного.
(5)Есть люди, которые говорят: "Я читать люблю… только не стихи». (6)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу. (7)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии или в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом… (8)И я хотел бы выразить мою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитали меня в любви к поэзии. (9)Главный человек в этом - мой отец. (10)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца дней моих оставался бы преданным читателем поэзии.
(По Е. Евтушенко)
2вариант
1. Найдите ошибочное утверждение.
1) В сложных предложениях всегда больше одной грам-
матической основы,
2) Наличие обособленных членов предложения не делает
предложение сложным.
3) Грамматические основы, входящие в сложное предло-
жение, могут состоять только из одного главного члена.
4) Простые предложения в составе сложного обладают
интонационной законченностью.
2. Найдите верное утверждение.
1) В сложных предложениях не используется тире.
2) В предложении 6 двоеточие поставлено между двумя
простыми предложениями в составе сложного.
3) В предложении 8 запятая не отделяет одно предложе-
ние от другого в составе сложного.
4) В сложном предложении знаки препинания не переда-
ют особенности смысловых отношений между частями.
3. Распределите номера предложений из второго абзаца по
соответствующим графам таблицы.
Простое
неосложнённое предложение
Простое
осложнённое
предложение
подчеркните в нём грамматические основы: [ ] : [ ].
Сложное
предложение
4.
4. Выпишите из текста предложение, соответствующее схеме,
5. Закончите предложение 6 так, чтобы получился другой вид
сложного предложения: Тут кроется неправда…
6.* Составьте сложное предложение, содержащее основную мысль предложенного текста. Определите тип
Відповідь:
1. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным.
А)Я ушёл расстроенный и злой.
Б)Грустная задумчивость разлита вокруг.
В)Гладь реки спокойна и безмятежна.Г)Солнце зашло.
2. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А)Он был мастером на все руки.
Б)Ум не замещает знания.В)Девочка перестала плакать.
Г)Я был рад его видеть.
3.
Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А)Рассудок пытался возмутиться - и не возмущался.
Б)На курсах она считалась отличным стрелком.В)Так ты кусаться, окаянная?
Г)Владимир начинал сильно беспокоиться.
Пояснення:
1-Помимо средств, включенных в ст. 33 Устава, к миротворчеству относят еще целый ряд действий и процедур, поэтому трактовка понятия миротворчество многогранна и не ограничивается однозначным определением.
2-Непосредственно в кругах ООН (в документах Департамента миротворческих операций) действия по поддержанию мира определяются как «деятельность с привлечением гражданского и военного персонала, но без полномочий осуществления принудительных действий, предпринимаемые ООН в целях оказания в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности в регионе конфликта».