Если объяснять совсем просто, то гиперкоррекция в лингвистике - это чрезмерное следование правилам, при этом зачастую непонимание, где и в каких случаях эти правила применяются. Очень часто встречается у учеников начальной школы.
Например, третьеклассник, выучив правило про слова - исключения цЫган на цЫпочках сказал цЫпленку цЫц, пишет птицИ и ножницИ, потому что считает, что во всех остальных случаях после Ц должна стоять буква И.
Или, написав несколько раз на конце глагола ЦА (смеяца, удивляца) и наконец-то заучив правило про ТСЯ - ТЬСЯ, может написать ученится (вместо ученица)
Первоклассники, когда учат словарные слова, в какой-то момент склонны считать любую безударную гласную О, а не А, для них О главнее (где-то встречала даже исследование на эту тему). И начинают писать кОртина ит.д.
Мой третьеклассник, изучив правило приставок раЗ и раС, беЗ и беС, начал вдруг писать Зделать, уверенный, что все правильно - перед звонкой Д надо писать З ))
В фильмах про 20-е годы 20 века можно услышать, как слово пионер произносят как пионэр - с этаким французским прононсом ))
Если объяснять совсем просто, то гиперкоррекция в лингвистике - это чрезмерное следование правилам, при этом зачастую непонимание, где и в каких случаях эти правила применяются. Очень часто встречается у учеников начальной школы.
Например, третьеклассник, выучив правило про слова - исключения цЫган на цЫпочках сказал цЫпленку цЫц, пишет птицИ и ножницИ, потому что считает, что во всех остальных случаях после Ц должна стоять буква И.
Или, написав несколько раз на конце глагола ЦА (смеяца, удивляца) и наконец-то заучив правило про ТСЯ - ТЬСЯ, может написать ученится (вместо ученица)
Первоклассники, когда учат словарные слова, в какой-то момент склонны считать любую безударную гласную О, а не А, для них О главнее (где-то встречала даже исследование на эту тему). И начинают писать кОртина ит.д.
Мой третьеклассник, изучив правило приставок раЗ и раС, беЗ и беС, начал вдруг писать Зделать, уверенный, что все правильно - перед звонкой Д надо писать З ))
В фильмах про 20-е годы 20 века можно услышать, как слово пионер произносят как пионэр - с этаким французским прононсом ))
Запивать (пить) лекарство. отварить (вАрит) картошку, обличение (лИчность) пороков, очаровать (чАры) друзей, увлекаться (увлёк) спортом, шаловливый (шалость) малыш, отворить (ствОрка) окно, полоскать (полОщет) белье, местный старожил (старый) , составлять (состАвит) план, неиссякаемый (иссЯкнуть) источник, посветить (свет) себе фонариком, поглощает (глОтка) запахи (пАхнет), посвятить (свято) себя науке, промышленность развивается (развИтие ), выявлять (явь) недостатки, украшение (укрАсить) одежды, умолять (мОлится) о частота (чАсто) колебаний, чистота (чИсто) помещения, возрождение (рОдина) легенды (словарное), возхваление (хвАлит) героя (словарное), гармонировать (гармОния) с облаком (словарное) помещения (мЕсто), задрожать (дрожь) от холода (холОдный), страшнейшее (страх) землетрясение (трЯска), изнемогать (мог) от усталости, колючий (кОлется) и с.ердитый (сЕрдится) кактус, морщинистый (мОрщится) корешок (кОрень), наслаждаться (слАдость) удовольствиями (словарное)