О
т
са разделив их на тонкие
во и
телеrѕе. IIa ile
errara sease
ого лица ведется повествование? Приведите примеры и т
І. От какого
arrеnслаощие ваш ответ.
2. Какими чувства
s. Можно ли сказ
econo «Я с родным язы
.
ми чувствами делится с читателем лирический герой?
но и сказать, что стихотворение представляет собой диалог аутор
Я с родным языком 7 Выскажите свое мнение.
Какова основная идея стихотворения?
Заполните «Таблицус
те «Таблицу-синтез». Выпишите на стихотворения Ключевые сло-
орые раскрывают его тему и идею. Объясните их значение и при
ведите примеры из текста.
Ключевые слова
Толкование
Выписки из текста
пределите количество местоимений в стихотворении. Выпишите их. Ука
аите их разряд. С какой целью автор их использует?
По участию голоса и шума согласные делятся на глухие и звонкие. Глухие состоят только из шума, звонкие - из шума и голоса, например, [т] - [д] , [c]- [з] , [к] - [г]
Большинство глухих и звонких согласных составляют пары, являются парными, например Б -П, З -С
Некоторые неимеют пар, бывают только звонкими. - Л, М, Н, Р ( пишутся все звуки в транскрипции. За неимениемвремени я не пишу ).
Некоторые согласные бывают только глухими, не имеют парных звонких - это Х, Ц.
Согласные бывают также твёрдые и мягкие. . Большинство твёрдых и мягких согл. составляют пары, например, хор - хорь, воз - вёз. Согласные Ж, Ш, Ц только тыёрдые, не имеют парных мягких, например, жук, шар, цех
Согласные Ч, Щ, Й только мягкие, например час, щука, йод.
Звуки Ж, Ш, Ч, Щ по впечатлению, которое они производят на слух, называются шипящими.
выражения без сучка без/и задоринки, бить баклуши, разделать под орех, снять стружку, точить лясы, топорная работа, тютелька в тютельку. Разделать под орех. Значение «разругать», «раскритиковать» появилось
у этого оборота совсем недавно. А раньше у него был совсем другой смысл:
«сделать что-либо очень основательно, хорошо». Фразеологизм родился в
профессиональной речи краснодеревщиков. Изготовление мебели под
ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и
хорошего знания дела. Затем выражение разделать под орех проникло в
русский литературный язык. Таким же путем пришли в обиходную речь
обороты топорная работа и без сучка без/и задоринки.
Без сучка без/и задоринки3 – без каких-либо изъянов, гладко.
Первоначально так говорили о досках высокого качества, о самой древесине
и о её тщательной обработке.
Точить лясы – разговаривать, болтать. На Волге издавна славились
семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные
балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам. Работа
эта считалась сравнительно легкой и несерьезной: вытачивать столбики,
резать из них безделушки, головки зверей, петушков, вазы, кувшинчики, –
это вам не дом ставить. Балясники украшали своей затейливой пестрой
резьбой и волжские суда. Постепенно этот промысел исчез, но память о
3Задоринка – шероховатость, зацепина на поверхности гладко выструганной доски.
балясниках осталась в живой речи. Веселыми были они говорунами: точили
балясы (или лясы) и пели, вели бойкий шутливый разговор.
Тютелька в тютельку – точь-в-точь до самых мелких деталей.
Восходит к слову "тютя" и в диалекте обозначает "удар, попадание". Когда
топор столяра точно попадал в одно и то же место, это и значило, что
попадает он "тютелька в тютельку".
Из ремесла слесаря появились фразеологизмы закручивать гайки,
тянуть клещами.
Профессия кузнеца пополнила фразеологический словарь оборотами
доводить до белого каления, между молотом и наковальней.
Довести/доводить до белого каления – разозлить до предела, до
бешенства. Прежде чем металл при ковке или плавке расплавится и закипит,
он, в зависимости от температуры, светится по-разному: сначала красным
светом, потом желтым и, наконец, ослепительно белым.
Из ремесла ткача, прядильщика появились выражения затрапезный
вид, попасть впросак.